я

Четверо на трех колесах



3 ноября 1890 года в Барселоне впервые тронулся с места первый испанский автомобиль, спроектированный и построенный местным энтузиастом механических экипажей Франсиско Бонетом-Дальмау. Интересно, что произошло это за 6 лет до появления первого российского автомобиля Яковлева и Фрезе. Все-таки, Испания, несмотря на терзавшие ее в течение всего XIX века гражданские войны, оставалась страной, достаточно развитой в техническом плане. Хотя и далеко не передовой.

Конструкция "самобеглой коляски" Бонета-Дальмау даже на тогдашнем зачаточном уровне автомобилестроения смотрелась довольно примитивно. Чтобы не заморачиваться с дифференциалом, автор сделал ее трехколесной. Заднее ведущее колесо было напрямую, без КПП, соединено с валом мотора кожаным приводным ремнем, натянутым прямо на обод. При разомкнутом сцеплении этот же ремень работал тормозом.

Рулевое управление выглядело очень оригинально: к передней стенке автомобиля была жестко прикреплена скоба-рукоятка, при помощи которой эта стенка могла двигаться вправо или влево, скользя по направляющему стержню. К ее нижним углам крепились тяги, шарнирно связаннные с полуосями передних колес. Передвигая скобу вместе со стенкой, водитель осуществлял повороты. Кроме этой скобы, на машине был только один орган управления - педаль, которая в зависимости от силы нажатия включала либо сцепление, либо тормоз. По крайней мере, не перепутаешь.

Изготовление двигателя Бонету-Дальмау оказалось не под силу, поэтому он купил в Германии одноцилиндровый мотор "Даймлер-Штандур" мощностью в две лошадиные силы, аналогичный тому, что стоял на первом автомобиле Готлиба Даймлера. Этого оказалось достаточно, чтобы испанский трицикл возил по ровной дороге четырех человек со скоростью до 12 км/ч. Правда, в гору с пассажирами он ехать не мог, даже на небольших и пологих подъемах им приходилось слезать и идти рядом.

На своем экипаже Бонет-Дальмау неоднократно совершал поездки, в том числе и на расстояния в несколько десятков километров, но развития его конструкция не получила и осталась в единственном экземпляре. Следующий автомобиль в Испании построили только через 8 лет, причем он был электромобилем. Однако, это уже другая история.

На заставке - Франсиско Бонет-Дальмау с тремя пассажирами в своем автомобиле. Справа - двигатель этой машины.




 Современная реплика трицикла Бонета-Дальмау.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Вполне закономерно. Отцы машиностроители Этьен Ленуар, Николаус Отто, Ланген Ойген, Готтлиб Даймлер, Вильгельм Майбах, к тому времени, успели выпустить не один десяток образчиков.
Естественно, Испания это не Германия и не Франция.