я

Лайнер против линкора



5 ноября 1940 года германский тяжелый крейсер "Адмирал Шеер" атаковал посреди Атлантики английский конвой НХ-84, состоявший из 37 транспортных судов, и утопил пять из них. Жертв могло быть гораздо больше, если бы сопровождавший конвой вспомогательный крейсер "Джервис Бэй" не отвлек врага на себя, открыв огонь по "Шееру" и тем самым обеспечив возможность другим судам рассеяться и скрыться в осенних сумерках.

"Джервис Бэй" был построен в 1922 году как грузо-пассажирский лайнер для рейсов между Англией и Австралией. После начала Второй мировой войны его мобилизовали и вооружили семью старыми шестидюймовыми пушками образца 1895 года, а также - двумя трехдюймовыми зенитками. Корабль предназначался для охраны конвоев, но, разумеется, он не годился для боев со столь сильными противниками, как тяжелые броненосные крейсеры, прозванные "карманными линкорами".

Тем не менее, капитан эрзац-крейсера Эдвард Феген приказал команде вступить в бой, чтобы дать шанс на спасение остальным транспортам. Неравная схватка продолжалась 22 минуты, прежде чем пораженный несколькими 280-миллиметровыми снарядами и охваченный пламенем "Джервис Бэй" начал тонуть. Через шесть минут он ушел под воду, а вместе с ним погибли 186 из 254 членов команды, включая капитана. 68 человек сумели спастись на шлюпках и плотах, но трое из них вскоре умерли от ран. Остальных подобрал проходивший мимо шведский пароход "Стурехольм".

Неизвестно, удалось ли "Джервис Бэю" добиться ответных попаданий. Ни англичане, ни немцы ничего об этом не пишут. Но в любом случае благодаря самопожертвованию его экипажа большинство судов конвоя благополучно добралось до английских портов. "Шееру" после расправы над крейсером удалось догнать и утопить транспорты "Биверфорд" (он тоже пытался сопротивляться, отстреливаясь из стоявших на нем двух четырехдюймовок, но, разумеется, безуспешно), "Фресно Сити", "Кенбэйн Хед", "Мэйден" и "Тревеллард".

В 1942 году "Адмирал Шеер" еще раз отличился в аналогичном "сражении", утопив в Карском море советский ледокольный пароход "Сибиряков", вооруженный всего двумя трехдюймовками. Надо заметить, что фактически безоружный Сибиряков продержался под огнем "карманного линкора" намного дольше, чем "Джервис Бэй" - целых 43 минуты. То ли наши более умело маневрировали, то ли немецким комендорам было труднее попасть в гораздо менее крупную цель. Однако это уже другая история.


Тяжелый крейсер "Адмирал Шеер" в камуфляже 1940 года. Водоизмещение - 15180 тонн, длина - 186 м, вооружение - 6х280 мм, 8х150 мм, 6х88 мм орудий, 8 торпедных аппаратов, броня - 40-150 мм.


Вспомогательный крейсер "Джервис Бэй". Водоизмещение - 14000 тонн, длина - 166 м, вооружение - 7х152 мм и 2х76 мм, брони нет, кроме противоосколочных орудийных щитов.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
>То ли наши более умело маневрировали, то ли немецким комендорам было труднее попасть в гораздо менее крупную цель

Три причины -

1) какой никакой но ледовый пояс на "Сибирякове" резко снижал габариты пробоины от снарядов и тем более не давал затоплений от осколков рядом разорвавшихся в воде фугасных снарядов.

2) суда ледового плавания обычно имеют куда лучшее разделение на отсеки и следовательно непотопляемость чем лайнеры. Особенно если учесть что "Сибиряков" ходил на угле (а угольные бункера дают довольно серьезную защиту борта от опять таки поверждений от осколков и уменьшают разрушения от прямых попаданий) а котлы Джервис бея топились мазутом.


3) на "Сибирякове" был груз - помимо всего прочего 200 с лишним тонн лесоматериалов и пустые железные бочки в трюме - он вез снабжение между полярными станциями. А это довольно сильный фактор дополнительной плавучести. Если бы не пожар бочек с бензином на Сибирякове возможно он тонул бы еще медленнее.


А так в Сибиряков попало 4 280мм снаряда в "Джервс бей" - 6-7

При этом по тоннажу Сибиряков был меньше почти в 10 раз.
> 280-миллиметровыми снарядами

283-миллиметровыми снарядами, нет?
Вот интересно - а от кого мог вообще защитить корабли этот недокрейсер?
Какой смысл в таких кораблях?
От эсминцев и таких же вспомогательных крейсеров-рейдеров. Их у немцев было гораздо больше, чем "карманных линкоров", и вероятность встречи с ними - выше.
Ну что сказать, молодцы англичане. Какими бы гадами не были их политики, а простые люди были храбрецами, достойными уважения. Их гибель спасла не одну сотню душ.
Ты так безапеляционно заявляешь, что как будто в СССР или России не было гадов среди политиков, а народ был говном.
Интересно, на какой широте это произошло?
советский ледокольный пароход "Сибиряков", вооруженный всего двумя трехдюймовками.

Точности ради — ещё двумя сорокапятками на носу. Что, разумеется, принципиально дела не меняет, но.
Англичанам крупно повезло, что "Шеер" нашёл этот конвой вечером У него было мало времени до темноты. Кроме того, там был ещё такой пароход ss beaverford. Если "Джервис-бей" утопили за полчаса, то с этим "Биверфордом" немцы возились четыре (!) часа, за такое время все , конечно, успели смыться.
Ну и конвой дымзавесы ставил вовсю .


Edited at 2018-11-06 08:18 am (UTC)
"Биверфорд" утопили за несколько минут , через два часа после "Джервис Бея" . Три 28 см , 16х149 мм и торпеда. Немцы посчитали, что судно перевозило на палубе лес. Ответного огня не заметили. "Биверфорд" стал 12-м атакованным транспортом.
Бой длился час, за который остальные корабли конвоя смогли скрыться с горизонта...