я

Лайнер против линкора



5 ноября 1940 года германский тяжелый крейсер "Адмирал Шеер" атаковал посреди Атлантики английский конвой НХ-84, состоявший из 37 транспортных судов, и утопил пять из них. Жертв могло быть гораздо больше, если бы сопровождавший конвой вспомогательный крейсер "Джервис Бэй" не отвлек врага на себя, открыв огонь по "Шееру" и тем самым обеспечив возможность другим судам рассеяться и скрыться в осенних сумерках.

"Джервис Бэй" был построен в 1922 году как грузо-пассажирский лайнер для рейсов между Англией и Австралией. После начала Второй мировой войны его мобилизовали и вооружили семью старыми шестидюймовыми пушками образца 1895 года, а также - двумя трехдюймовыми зенитками. Корабль предназначался для охраны конвоев, но, разумеется, он не годился для боев со столь сильными противниками, как тяжелые броненосные крейсеры, прозванные "карманными линкорами".

Тем не менее, капитан эрзац-крейсера Эдвард Феген приказал команде вступить в бой, чтобы дать шанс на спасение остальным транспортам. Неравная схватка продолжалась 22 минуты, прежде чем пораженный несколькими 280-миллиметровыми снарядами и охваченный пламенем "Джервис Бэй" начал тонуть. Через шесть минут он ушел под воду, а вместе с ним погибли 186 из 254 членов команды, включая капитана. 68 человек сумели спастись на шлюпках и плотах, но трое из них вскоре умерли от ран. Остальных подобрал проходивший мимо шведский пароход "Стурехольм".

Неизвестно, удалось ли "Джервис Бэю" добиться ответных попаданий. Ни англичане, ни немцы ничего об этом не пишут. Но в любом случае благодаря самопожертвованию его экипажа большинство судов конвоя благополучно добралось до английских портов. "Шееру" после расправы над крейсером удалось догнать и утопить транспорты "Биверфорд" (он тоже пытался сопротивляться, отстреливаясь из стоявших на нем двух четырехдюймовок, но, разумеется, безуспешно), "Фресно Сити", "Кенбэйн Хед", "Мэйден" и "Тревеллард".

В 1942 году "Адмирал Шеер" еще раз отличился в аналогичном "сражении", утопив в Карском море советский ледокольный пароход "Сибиряков", вооруженный всего двумя трехдюймовками. Надо заметить, что фактически безоружный Сибиряков продержался под огнем "карманного линкора" намного дольше, чем "Джервис Бэй" - целых 43 минуты. То ли наши более умело маневрировали, то ли немецким комендорам было труднее попасть в гораздо менее крупную цель. Однако это уже другая история.


Тяжелый крейсер "Адмирал Шеер" в камуфляже 1940 года. Водоизмещение - 15180 тонн, длина - 186 м, вооружение - 6х280 мм, 8х150 мм, 6х88 мм орудий, 8 торпедных аппаратов, броня - 40-150 мм.


Вспомогательный крейсер "Джервис Бэй". Водоизмещение - 14000 тонн, длина - 166 м, вооружение - 7х152 мм и 2х76 мм, брони нет, кроме противоосколочных орудийных щитов.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Не, ну, попасть по такому "таракану" из 280-миллиметровой дрыны - дело весьма нетривиальное. А может, они из 150-мм лупили? У них темп стрельбы и скорость наводки гораздо выше.
>Не, ну, попасть по такому "таракану" из 280-миллиметровой дрыны - дело весьма нетривиальное. А может, они из 150-мм лупили?

Немцы по бортжурналу фигачили по Сибирякову из 280мм дур - 27 выстрелов 280мм (4 попали) типа старались потопить быстро, что бы он не дал радио

Но они потом и при Диксоне не блеснули - выпустив по порту и открыто стоявшей на причале батарее из двух орудий - 77 280 и 379 150 и 105мм снарядов - то же ничего интересного не достигли. 4 попадания (главным и средним калибром) в "Дежнев" и 3 в "Революционер"

В батарею в порту даже не попали.

Edited at 2018-11-05 11:14 pm (UTC)
С одной стороны, ~15% попаданий главным калибром по относительно малоразмерной движущейся цели - очень высокий результат. С другой - 27 выстрелов из шести орудий это всего 4,5 выстрела на пушку за более чем полчаса ведения огня. Какой-то удивительно низкий темп стрельбы.
>С другой - 27 выстрелов из шести орудий это всего 4,5 выстрела на пушку за более чем полчаса ведения огня

И это при том, что приказ был потопить как можно скорее, что бы не всполошил радиограммами...

В общем странное было поведение у немцев в ходе операции "Вундерланд" - стратегически полный успех застали в общем Северный флот и береговую оборону с авиацией со спущенными штанами буквально (на поиски и перехват карманного линкора послали ажно 6 СБ, из которых аж два поднялись в воздух и искали (правда не там где немцы на самом деле были).


Но при этом исполнение спустя рукава - на самом корабле все делали "на отъе..."

Конвой упустили (хотя информацию о нем имели, от радиоперехватов и пеленгации с подлодок, конвой был обнаружен немецким гидросамолетом и немцы расшифровали и читали советский радиообмен торгового флота) - но нет - командир Шеера решил искать конвой при помощи радиолокатора, а так как локатор не заработал то и конвой не нашел,


нападение на Диксон то же спустя рукава, а уж поиски советского парохода "Куйбышев" который УЖЕ утопила (и сообщила об этом) немецкая подлодка - могу объяснить только одним - немецкие надводники ни черта не верили немецким авиаторам и подводникам :) (кстати правильно не верили - U-255 при возвращении "Шеера" опознала его как английский крейсер и только неудачный курс и дистанция не дали им его атаковать - было бы совсем смешно)


И вообще гестапе бы проверить не был ли Меендсен-Болькен тайным юде!!!

Edited at 2018-11-05 11:48 pm (UTC)


Конечно он - вот он на фото как раз рядом с командиром Шеера :))) Смотрит на него как на чилийское гуано


Edited at 2018-11-06 12:28 am (UTC)
отжал у Алисы Селезневой машину времени - и катается...