я

Лайнер против линкора



5 ноября 1940 года германский тяжелый крейсер "Адмирал Шеер" атаковал посреди Атлантики английский конвой НХ-84, состоявший из 37 транспортных судов, и утопил пять из них. Жертв могло быть гораздо больше, если бы сопровождавший конвой вспомогательный крейсер "Джервис Бэй" не отвлек врага на себя, открыв огонь по "Шееру" и тем самым обеспечив возможность другим судам рассеяться и скрыться в осенних сумерках.

"Джервис Бэй" был построен в 1922 году как грузо-пассажирский лайнер для рейсов между Англией и Австралией. После начала Второй мировой войны его мобилизовали и вооружили семью старыми шестидюймовыми пушками образца 1895 года, а также - двумя трехдюймовыми зенитками. Корабль предназначался для охраны конвоев, но, разумеется, он не годился для боев со столь сильными противниками, как тяжелые броненосные крейсеры, прозванные "карманными линкорами".

Тем не менее, капитан эрзац-крейсера Эдвард Феген приказал команде вступить в бой, чтобы дать шанс на спасение остальным транспортам. Неравная схватка продолжалась 22 минуты, прежде чем пораженный несколькими 280-миллиметровыми снарядами и охваченный пламенем "Джервис Бэй" начал тонуть. Через шесть минут он ушел под воду, а вместе с ним погибли 186 из 254 членов команды, включая капитана. 68 человек сумели спастись на шлюпках и плотах, но трое из них вскоре умерли от ран. Остальных подобрал проходивший мимо шведский пароход "Стурехольм".

Неизвестно, удалось ли "Джервис Бэю" добиться ответных попаданий. Ни англичане, ни немцы ничего об этом не пишут. Но в любом случае благодаря самопожертвованию его экипажа большинство судов конвоя благополучно добралось до английских портов. "Шееру" после расправы над крейсером удалось догнать и утопить транспорты "Биверфорд" (он тоже пытался сопротивляться, отстреливаясь из стоявших на нем двух четырехдюймовок, но, разумеется, безуспешно), "Фресно Сити", "Кенбэйн Хед", "Мэйден" и "Тревеллард".

В 1942 году "Адмирал Шеер" еще раз отличился в аналогичном "сражении", утопив в Карском море советский ледокольный пароход "Сибиряков", вооруженный всего двумя трехдюймовками. Надо заметить, что фактически безоружный Сибиряков продержался под огнем "карманного линкора" намного дольше, чем "Джервис Бэй" - целых 43 минуты. То ли наши более умело маневрировали, то ли немецким комендорам было труднее попасть в гораздо менее крупную цель. Однако это уже другая история.


Тяжелый крейсер "Адмирал Шеер" в камуфляже 1940 года. Водоизмещение - 15180 тонн, длина - 186 м, вооружение - 6х280 мм, 8х150 мм, 6х88 мм орудий, 8 торпедных аппаратов, броня - 40-150 мм.


Вспомогательный крейсер "Джервис Бэй". Водоизмещение - 14000 тонн, длина - 166 м, вооружение - 7х152 мм и 2х76 мм, брони нет, кроме противоосколочных орудийных щитов.
promo vikond65 16:38, sunday 21
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Народ говном быть не может, ведь он состоит из личностей, а личности бывают разные. А вот политики могут и были, но, как сказал один президент, это наше г... Просто в последние время часто слышу тренд: "Англичанка гадил", и многие, кого знаю (не все, разумеется) вроде вполне вменяемые люди, но путают простых англичан и политиков. Или вы не слыхали от людей: "да что там эти союзники, только бегали по пустыне, пока мы хребет фашистам ломали и пришли на готовенькое"? Тогда вы счастливый человек.
Я вот уже эту статью показал тут у себя некоторым таким вот перегибателям. Слышали б вы их комментарии.
Так что это скорее им ответ получился. Извиняюсь, не хотел давить ни на чью мозоль. Подвиг есть подвиг и парни свой долг выполнили до конца.