я

Чудо-Юдо бронеход



Ровно 100 лет назад, 9 ноября 1918 года, пошел в бой первый польский танк. В те времена, когда на западе Европы еще гремели последние залпы мировой войны, на востоке уже начались разборки между наследниками только что распавшейся Австро-Венгерской империи. 2 ноября вспыхнули ожесточенные бои поляков с украинцами за Львов, а через неделю польские ополченцы выложили на стол свою козырную карту - самодельный танк "Кресовец" (Kresowiez - "пограничник"), сделанный в мастерских городского железнодорожного депо.

Этот трехколесный монстр был сооружен по проекту инженеров Вильгельма Люцке-Бирки и Витольда Аулиха. К сожалению, никакой документации по его постройке не сохранилось. Предположительно, его сделали на базе мотоплуга "Прага" К5 с четырехцилиндровым бензиновым мотором мощностью 32 л.с., либо - аналогичного "Прага Эксельсиора" с 40-сильным двигателем. Такие плуги выпускали в Чехии с 1913 года и до начала мировой войны успели сделать несколько десятков штук, после чего их производитель - завод "Эрсте Бохемише Машиненфабрик" перешел на выпуск военной продукции.

Один из плугов купил какой-то прогрессивный польский помещик, чье имение находилось неподалеку от Львова. Неизвестно, каким образом ему удалось сохранить машину в течение всех военных лет, несмотря на ожесточенные бои русских с австрийцами, шедшие в окрестностях города. А в 1918 году он, проникшись патриотическими чувствами, подарил ее польским повстанцам. Мотоплуг доставили в депо, находившееся под контролем поляков, и там смонтировали на нем бронекорпус, склепаннный из листов котельного железа толщиной 10 мм.

В амбразуре лобового листа и в двух боковых спонсонах установили три немецких станковых пулемета LMG-08 "Шпандау", обеспечивших "танку" круговой обстрел, а на крыше смонтировали обзорную командирскую броневую башенку. Экипаж состоял из пяти человек: командира, механика-водителя и трех пулеметчиков.

Украинцы благодаря своей агентуре заранее узнали о постройке поляками этого "уберваффе" и подготовились к его появлению, перекопав траншеями львовские улицы, по которым проходила линия противостояния. Из-за колесной схемы мотоплуга, предназначавшегося для движения по пашне, даже полуметровая канава являлась для него непреодолимым препятствием. Поэтому "Пограничник" существенной роли в боях не сыграл и использовался только как подвижная пулеметная точка для огневой поддержки наступающей пехоты.

Тем не менее, к 22-му ноября поляки захватили Львов, выбив из него украинских боевиков. А о дальнейшей судьбе первенца польского танкостроения ничего не известно. На заставке - "Кресовец", его создатели и члены экипажа.


Мотоплуг "Прага" К5 - возможное шасси первого польского танка.


Еще одна возможная кандидатура - мотоплуг "Эксельсиор".


Чертеж "Кресовца".
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
На тему был снят клюкво док фильм. ЛЕГІОН - ХРОНІКА УГА 1918-1919

грантов сейчас много выделяют на подобное
И что, там показали этот танк? Есть документальные кадры?
Любопытно. "Пилсудский", похоже, - первая бронемашина, в которой использовались цепи для защиты ходовой части.
Фотка очень сильно заретуширована. Хрен поймешь, чего там было.
Интересно, как у него мощности хватало возить всю бронекоробку + 5 человек и пулеметы с боезапасом? Скорость наверное не выше скорости пешехода была
Да, максимум - 8 км/ч по хорошей ровной дороге.
Ш... тихо, Виконт убог разумом, и потому написал, что недостаток этого монстра колёсный ход, а не перегруженная ходовая.
P.S.Кстати, если сер Виконд сможет объяснить каким боком это танк буду благодарен, так как все русские поделки на колёсном тракторном шасси почему то назывались бронеавтомобилями

Edited at 2018-11-11 04:38 pm (UTC)
Дурачок паша вой настолько убог разумом и дурно воспитан, что, придя в чужой журнал, он с ходу начал хамить и закономерно, в соответствии с конституцией, вылетел на хер.
А на прощанье я покажу дурачку паше машинку с точно такой же колесной формулой, как у "Кресовца", которую никто никогда не называл бронеавтомобилем.
http://armedman.ru/wp-content/uploads/2015/01/tsar-tank-31.jpg
Придурок, сколько бы ты не наштамповал аккаунтов, мне проще их банить, чем тебе их заводить. Хочешь продолжить эту игру? Велкам. :)
Чудо-юдо -рыба-кит, и по польски говорит!
Если я правильно понял, "Прага" К5 отличается от "Прага Эксельсиора" колесами: у второго спицы - не уголок, а П-швеллер, и есть усиление косынками. По фото углядываю, что "Кресовец" вроде на основе К5.