Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Белый исход



98 лет назад, 16 ноября 1920 года, последний пароход под Андреевским флагом отошел от причала Керченского порта, завершив эвакуацию проигравшей гражданскую войну Русской армии барона Врангеля. Она началась 12 ноября, после прорыва Красной армией Юшуньских укрепленных позиций на севере Крыма. За пять дней полуостров покинули 146 тысяч человек, в том числе 117 тысяч военнослужащих и 29 тысяч гражданских лиц. Наверное, мало кто из них понимал, что они уплывают из России навсегда.

В эвакуации принимало участие 126 больших и малых судов, многие из которых были сильно перегружены. Например, на пароходе "Саратов", рассчитанном на 1860 пассажиров, находилось 7056 человек, люди вплотную сидели на палубах и в трюмах. Аналогично выглядели и другие транспорты.

Капитан "Саратова" писал в своем отчете: "Чувство страха, близкое к панике, доминировало над всеми, поэтому каждый устремлялся к пароходу, стараясь всеми способами забраться на него, хотя бы с потерей оставшегося у него скудного и легковесного багажа. Были случаи, когда члены семейств бросали своих родных. Многие, даже почтенного возраста и в чинах, не имея возможности добраться до трапов, взбирались по канатам, оставив на берегу всё свое имущество". Но при этом "войсковые части грузились под командой своих офицеров, в порядке".

Запасы продовольствия на корабли погрузить не успели, поэтому те три-четыре дня, кторые длился переход до Стамбула, большинству пассажиров, не захвативших собственной еды, пришлось голодать. Еще хуже было положение с отпрвлением естественных надобностей. На многих транспортах, не предназначенных для перевозки людей, не было туалетов, либо их остро не хватало из-за перегрузки, поэтому трюмные пассажиры буквально "ходили под себя".

Все это усугублялось холодной осенней погодой и качкой, из-за которой многие страдали морской болезнью. Только высший командный состав и чиновники правительственного ранга плыли с комфортом, в отдельных каютах. Для них нашлось и продовольствие, и даже водка. Беженцам еще повезло, что во время перехода не разыгрался шторм, обычный для этого времени года. Поэтому все корабли благополучно достигли места назначения и умерших на них не зафиксировано.

А тем, кто поверили в объявленную красными амнистию и потому решили остаться в Крыму, повезло гораздо меньше. По самой скромной оценке отнюдь не сочувствующего белогвардейцам историка И.С. Ратьковского, 12 тысяч из них были расстреляны. Назывались и гораздо более крупные цифры - 52 тысячи (С.В. Волков, Д.М. Володихин), и даже 120 тысяч (В.П. Петров, А.Г. Зарубин, С.Г, Мельгунов), впрочем, последняя оценка наверняка завышена. К красному террору добавился голод, от которого в 1921-22 годах в Крыму умерло, по разным данным, от 70 до 100 тысяч человек. Однако это уже другая печальная история.

На заставке - картина Дмитрия Белюкина "Исход".


Врангель в последний раз обращается к своим солдатам на российской территории.


Сцена эвакуации в Севастопольском порту.


Казаки, ожидающие погрузки в Керчи.


Для эвакуации использовались не только гражданские суда, но и военные корабли. На фото - белогвардейцы на палубе одного из них.


Палуба парохода с беженцами и эвакуируемыми белогвардейцами, отплывающего из Ялты в Стамбул.


Последний поход белого флота закончился в Бизерте, на африканском берегу Средиземного моря. На фото - флагман эскадры линкор "Генерал Алексеев" (бывший "Император Александр-III, бывший "Воля") в Бизертском порту, 1923 год.


А это крейсер "Очаков", переименованный в "Генерала Корнилова", в той же Бизерте. Интересно, что один из первых "кораблей революции" в итоге оказался одним из последних оплотов контрреволюции.


Еще одна сцена в Бизерте начала 1920-х годов - подъем Андреевского флага на броненосце "Георгий Победоносец". Картина неизвестного эмигрантского художника.
Tags: История, Россия, гражданская война, флот
Subscribe
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 209 comments