я

Наши пушки - не игрушки

Vladimir_2_12

Со вчерашними "казачьими" заморочками я едва не пропустил интересную дату: 165 лет назад, 17 ноября 1853 года (5 ноября по старому стилю) состоялся первый в мировой истории результативный бой паровых кораблей, завершившийся победой русского пароходофрегата "Владимир" над египетским парусно-паровым бригом "Перваз Бахри". Египет тогда был вассалом Турецкой империи, а потому в войне, которую позже назовут Крымской, он всеми силами действовал на ее стороне.

На рассвете этого дня "Владимир", крейсируя вдоль Анатолийского побережья, заметил на горизонте неизвестный корабль и пошел на сближение. Разглядев на нем турецкий флаг, капитан пароходофрегата Бутаков распорядился дать предупредительный выстрел, приказывая остановиться. "Египтянин" попытался уйти, но скорость "Владимира" благодаря более мощной машине была гораздо выше и расстояние между кораблями быстро сокращалось. Поняв, что убежать не удастся, египетский капитан развернул бриг и направил его навстречу противнику. Бутаков также повернул корабль, чтобы не разминуться с врагом на встречных курсах.

Примерно в 10 часов корабли поравнялись и вступили в бой. Первые залпы не нанесли серьезного вреда ни одной из сторон. Как русские, так и египетские комендоры стреляли неважно и большинство ядер пролетало мимо целей. Во "Владимир" не попали ни разу, а на "Перваз Бахри" был сбит флаг, но матросы тут же подняли его снова, демонстрируя решимость драться до конца.

Между тем, Бутаков заметил, что на бриге нет ретирадных орудий. Вся его артиллерия была установлена вдоль бортов и могла стрелять только перпендикулярно курсу. Чтобы обезопасить свой корабль и избежать потерь, он приказал снизить скорость и встать в кильватер противнику. Теперь "Владимир" мог, идя "змейкой", бить по врагу своей носовой десятидюймовки, а "Перваз Бахри" не мог вести ответный огонь.

Оказавшись в столь невыгодной ситуации, "Перваз Бахри" тоже начал вилять, уклоняясь от ядер, и, как правило, это ему удавалось. Успешное маневрирование "египтянина" и не очень меткий огонь наших артиллеристов привели к тому, что игра в кошки-мышки затянулась на полтора часа. За это время в корму брига влетела всего пара ядер.

В конце концов, находившийся на "Владимире" вице-адмирал Корнилов - будущий организатор и герой обороны Севастополя - раздраженно спросил у Бутакова: долго ли еще будет продолжаться этот спектакль? Желаете побыстрее? - усмехнулся капитан - Будет исполнено! По его приказу "Владимир" увеличил скорость, догнал "Перваз Бахри" и пошел параллельным курсом на дистанции менее сотни метров.

Теперь пароходофрегат мог почти в упор обрушить на врага весь свой бортовой залп из двух десятидюймовых и двух восьмидюймовых пушек, а также - двух 24-фунтовых карронад. Для увеличения эффекта Бутаков распорядился стрелять разрывными бомбами по корпусу и картечью - по верхней палубе. "Владимир" тоже стал уязвимым для вражеских ядер, но артиллерия брига была неизмеримо слабее.

Заключительная и решающая фаза боя длилась всего 15 минут, в течение которых "Перваз Бахри" получил не менее десятка разрушительных попаданий. На нем была разбита паровая машина и рулевое управление, но флаг он спустил только тогда, когда очередная бомба снесла капитанский мостик и в клочья разорвала капитана. Пленные позже рассказали, что капитан Саид-паша был черкесом, а черкесы в те времена люто ненавидели русских, с которыми они воевали уже несколько десятилетий. Возможно, этим объяснялось столь упорное сопротивление.

Египтянам удалось добиться шести попаданий, которые не нанесли заметного ущерба нашему кораблю. Однако на нем погибли два человека - лейтенант Железнов и матрос-горнист. Еще двое матросов получили ранения, один из них - тяжелое, ему оторвало руку. Потери команды "Перваза Бахри" были гораздо серьезнее: помимо капитана, погибли двое офицеров и 19 матросов, остальные 110 офицеров и матросов (из них 18 раненых) - сдались.

Трофейный бриг был взят на буксир и приведен в Севастополь, где всего через три дня затонул прямо у пирса. Корпус с наспех заделанными пробоинами не выдержал внезапно разыгравшегося штрома. Однако, чтобы не терять столь ценный приз, его подняли, отремонтировали и ввели в состав Черноморского флота под названием "Корнилов". Но под Андреевским флагом бывший "Перваз Бахри" проплавал недолго. В 1855 году, при оставлении русской армией Севастополя, его уже окончательно затопили вместе с остальными пароходами Черноморского флота.

В первом поединке паровых кораблей есть интересный момент. Во всех российско-советских книгах и статьях, затрагивающих данную тему, указывается, что вооружение "Перваза Бахри" состояло из 10 пушек, однако нигде не назван их калибр. Только однажды мне удалось найти цитату из книги под названием "Материалы, современные Синопскому бою и обороне Севастополя", изданной в 1903 году.  А в ней при перечислении кораблей, базировавшихся в Севастопольской бухте, сказано: «Пароход «Корнилов». Бывший турецкий пароход «Перваз Бахри». Захвачен фрегатом «Владимир» 5 ноября 1853 г. Затонул в шторм 9 ноября 1853 г. у Адмиралтейской пристани. Вооружение у турок: десять 6-фн пушек».

Таким образом, вся артиллерия брига состояла из маленьких шестифунтовых пушечек с диаметром канала ствола - 3,67 дюйма. Общий вес его бортового залпа составлял всего 30 фунтов, то есть, вдвое меньше, чем весило одно ядро восьмидюймовки "Владимира". А суммарная масса бортового залпа пароходофрегата достигала 348 фунтов - почти в 12 раз больше, чем у "египтянина", не говоря о том, что в боекомплект русских орудий, помимо ядер и картечи, входили бомбы.

Столь громадное превосходство в огневой мощи в сочетании с более высокой скоростью нашего корабля изначально предрешило исход боя. В заслугу капитану Бутакову можно поставить то, что он сумел реализовать это превосходство, хотя и не смог избежать потерь.
На заставке - модель пароходофрегата "Владимир", а далее - три картины русских художников, изображающие последовательно три фазы боя "Владимира" с "Перваз Бахри", от его начала и до капитуляции брига.

Vladimir_vs_Pervaz-i_Bahri

bogolyubov_alexey_263_battleship_capture_of_the_frigate_vladimir_turkish_steamer_pervaz_bahri_1858

Взятие в плен пароходофрегатом %27Владимир%27 турецкого вооруженного парохода %27Перваз-Бахри%27 5 ноября 1853 г-1_resize

1245px-68-pounder_gun_at_National_Army_Museum_London_Flickr_5741935577

68-фунтовое (восьмидюймовое) чугунное бомбическое морское орудие и шестифунтовая корабельная бронзовая пушка первой половины XIX века. Для сопоставления размеров я специально привел фотографии к единому масштабу.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Скажем так... реализовать это преимущество было не так уж и просто. Моряки только-только начали привыкать к невероятной мобильности, которую давала паровая машина - независимость от ветра, отсутствие необходимости в мучительной лавировке.
Вот обидно - из-за шашней историографии, сперва у читателей складывается ложное впечатление о том или ином событии, а далее, при знакомстве с истиной, возникает разочарование.
Казалось бы - чего стоило указать реальное соотношение сил, и подчеркнуть, что это был первый бой паровых кораблей. Да, возможно, победа выглядела бы не столь эпично, но, как подмечено выше - первым всегда нелегко
>Однако на нем погибли два человека - лейтенант Железнов и матрос-горнист.

А дальше пошла мистика - "проклятая сабля лейтенанта Железнова"

Еще двух адмиралов потом в могилу утащит. :-)


Согласно тому варианту этой древней легенды, который поведал мне старый акын Ухум Бухеев, она утащила Корнилова. А кто второй?
Одно из самых запомнившихся
в детстве названий корабля. Очень был известен, литература, чертежи модели да и сама модель, где только не воспроизводили. Иной раз думалось, что других кораблей у царизьма и не было..

Edited at 2018-11-18 06:45 pm (UTC)
Читал про Бутакова, что он считается автором тактики боя паровых судов. И что работу в данном направлении он начал именно после боя с "Первазом Бахри". А были ли до этого боя вообще хоть какие-то теоретические наработки по данной теме?
>Читал про Бутакова, что он считается автором тактики боя паровых судов.

Это так, причем международно признанным.

Основатель можно сказать "геометрической школы" в морской тактике...

1870е годы - борьба "геометров" (в основном англичане) с "хаоситами" (часто французы) в этом вопросе.


И все цитируют Бутакова и Семечкина... Адмирала и лейтенанта.


>А были ли до этого боя вообще хоть какие-то теоретические наработки по данной теме?

По пароходам НЕТ. Хотя они отвоевали уже три войны - греческую гражданскую, техасско-мексиканскую и Первую итальянскую за объединение...

Просто пароходы воевали (против парусников или береговых крепостей, даже эскадрами (в три парохода, тут отличился в хорошем смысле Карло Пелион де Персано, который потом в плохом смысле отличится при Лиссе) - но боя пароход против парохода не было и тактики не было.


Дата
Вячеслав Игоревич, поправьте: Вы немного ошиблись при определении годовщины. Не 155, а 165 лет.
А паровая машина чья была на ̶"̶А̶д̶м̶и̶р̶а̶л̶е̶ ̶К̶у̶з̶н̶е̶ц̶о̶в̶е̶"̶ "Владимире"!?
Неужели ипортозамещенная!?
В Англии построили, естественно. И царь-технократ Николай I аки Левша во время поездки восторгался.
П.С. пушечки на Владимире тоже англицкие стояли.
Английская, да и сам корабль - английский, построен на частной судоверфи T. J. Ditchburn & C. J. Mare. Российской казне он обошелся в 70572 фунта стерлингов.