я

Двуликий толстячок

Brewster Buffalo Duo.jpg

2 декабря 1937 года впервые поднялся в воздух прототип американского палубного истребителя Брюстер F2A "Буффало" - самолета, заслужившего, пожалуй, самые противоречивые оценки из всех истребителей Второй мировой войны.

Он воевал на двух фронтах: на Тихоокеанском - против японцев и на Восточном, в составе финских ВВС, - против советской авиации. В первом случае его боевые качества оценивались крайне негативно, а американский эксперт Роберт Фэрли на этом основании даже включил его в пятерку самых плохих боевых самолетов в истории (наряду с советскими ЛаГГ-3 и МиГ-23, английским RAF B.E.2 и американскими истребителями "сотой серии").

Действительно, в боях против японцев 1941-42 годов англичане, воевавшие на "Буффало", потеряли 158 самолетов, а сбили - 40. Не очень достойное соотношение, однако баланс потерь нашей авиации в боях с немецкой того же периода был ничуть не лучше. А если взять финские ВВС, то тут картина - радикально иная. Финские летчики на этих толстых и с виду неуклюжих истребителях заявили 459 воздушных побед при потере всего 15 самолетов! Даже если "урезать осетра" финских заявок в 3-4 раза, результат получается просто феноменальный.

Финские летчики были в неописуемом восторге от "Буффало", считая, что в 1941-43 годах он превосходил по своим боевым возможностям все советские истребители, при том, что его максимальная скорость составляла всего-навсего 517 км/ч. Подтверждением может служить боевой счет финского аса Хайнса Винда, который, согласно официальной статистике, сбил на "Буффало" 39 советских самолетов, включая "яки" и "лавочкины". А последние 23 финские победы на "Буффало" приходятся уже на 1944 год.

Вообще, удивительно, неужели наши самолеты и летчики были настолько хуже финских и японских (или финские пилоты - настолько лучше английских), что самолеты, которых японцы сбивали пачками с соотношением потерь 4:1, оказались в руках у финнов столь эффективными против советских ВВС? Это вызывает, мягко говоря, недоумение.

На заставке - истребители "Буффало" голландских ВВС над Индонезией. Голландцы тоже успели повоевать на них против японцев примерно с теми же результатами, что и англичане.

BrewsterXF2A-1BuffaloBuNo0451.jpg
Первый прототип истребителя "Буффало", совершивший первый полет 2.12.1937.

Brewster_Buffalo_F2A-2.jpg
Самолет второй модификации F2A-2 на испытаниях. На крыле укреплены дополнительные штанги приемников воздушного давления.

Brewster-Buffalo-F2A-2-Buffalo-VF-2-2-MF-13-Ewa-1942-03.jpg
Заправка топливом американского "Буффало" на полевом аэродроме где-то на Тихом океане, 1941 год.

maxresdefault (2).jpg
Английский "Буффало". Большинство этих машин, полученных из США, попали в Малайзию и Сингапур, но некоторые остались в Великобритании.

21-3567327-brewster-f2a-1-buffalo-1939.jpg
Американский "Буффало" с авианосца "Саратога".

7127ca49.jpg
Финские "Буффало" в полете.

buffal.jpg
Английский "Буффало" из 243-го истребительного скуадрона, Сингапур, декабрь 1941 г.
Американский "Буффало" с авианосца "Лексингтон" в довоенной окраске.
Финский "Буффало" летчика Ёрмы Кархунена из эскадрильи LeLV-24. На этой машине Кархунен воевал с июля 1941 по июль 1943 года, одержав 31 воздушную победу. По крайней мере, столько ему засчитали.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Встречал версию, что причина - в разных моделях самолета. Финны летали на машинах B-239 (экспортная версия F2A-1), которые имели менее мощные, но более легкие моторы и слабое бронирование, и, уступая в максимальной скорости, выигрывали в скороподъемности и маневренности.

Edited at 2018-12-02 03:28 pm (UTC)
На финских "Буффало" стоял тот же "Райт" R-1820, что и на английских, только на английских он был немного форсирован с 950 до 1000 л.с. на взлетном режиме. Бронированием финские В-239 не отличались от английских В-339.
У Исаева прочитал: Характерным для этой страны самолетом стал «Брюстер Модель 239», поставленный в количестве 43 единиц, а применявшийся в составе полка из четырех эскадрилий по восемь машин в каждой, то есть в количестве 32 самолетов. Американский истребитель не блистал техническими характеристиками, но имел хороший обзор из кабины и радиостанцию на каждой машине. Последний фактор облегчал наведение истребителей с земли. (с) Мифы Второй Мировой.

При этом соотношение потерь на Халхин-Голе у советских пилотов с японскими совсем не такое катастрофическое. И ещё вопрос, по советским данным, оказала ли финская авиация какое-то существенное влияние на операции на карельском фронте? А то самолётики на фюзеляжах рисовать все мастера. А вот так пройтись, как джапы до Мидуэя - совсем другой коленкор.
У финнов ресурсов не было столько, сколько у Америки.
Для своих сил они сделали более чем достаточно.
не умничай.Лучше про ипонский расскажи..почему ипоны сумели такую дальность сделать,не в ущерб остальному..что америкасы говорили про ипонский самолет..
Да просто все- больше 500литров во внутренних баках(без брони и протектора)+подвесной бак на 300 литров, минус бронирование(только бронеспинка пилота), Для сравнения у Ла-5 всего 375 литров,
Ущерб был- горели, как спички от одной пульки,
Учитывая что линейные ВВС РККА при Халхин Голе были анально унижены линейным полком ВВС Японии, так что пришлось свозить всех летчиков СССР имеющих хоть какой то боевой опыт и только они переломили ситуацию в воздухе - в Финляндии могло быть все что угодно.
Хотя все истребители врут - это верно.
Финские летчики "Брюстеров" имели за плечами опыт Зимней войны, так же, как японцы - войну в Китае, а англичане и голландцы - не обстрелянные новички. Вот и вся разгадка. Ну и не стоит забывать, что Карельский фронт вплоть до 1944 года был второстепенным во всех смыслах. Там и "Чайки" до 1943 года во всю воевали.

P.S. Инфа для тех, кто не в курсе. "Буффало" практически не принимал участие в войне 1939-1940 года. К концу войны собрали только 6 машин. Основные боевые действия с его участием пришлись на 1941-1943 год.

О, "Баффало"... Он будто притягивал к себе прохладные истории про всяческое раздолбайство и головотяпство. Об одном из примеров, как австралийцы отжигали в Малайзии, я как-то даже не удержался и написал, очень уж смешно:
https://gamz.livejournal.com/324213.html

Edited at 2018-12-02 04:45 pm (UTC)
Знали бы вы, сколько у нас было случаев, когда звенья истребителей разбивались в полном составе из-за потери ориентировки и выработки топлива. Только на Х-Г было, как минимум, два таких эпизода, причем один - уже после окончания боевых действий, при подготовке к воздушному параду в честь очередной годовщины революции.
А вообще "Буффало" один из любимых моих истребителей. Недооцененный из-за криворукости англичан и голландцев.
517 км/ч - это прилично для 1941 года. И-16 последней модификации имел максимум 470 км/ч.
Мицубиси Зеро первого поколения имел 530 км/ч.
Мессершмиты превысили 500 км/ч только в четвертой по счету модификации.
Bf.109B имел максималку 465, Bf.109C - 470 и только Bf.109E с двигателем 1000 л.с. добрался до 510-532 км/ч.
Немцы перевооружились на Me.109F-2 с максималкой 600 км/ч только непосредственно перед нападением на СССР.

Edited at 2018-12-02 05:08 pm (UTC)
Дык, они и в 1944-м воевали, причем - весьма успешно. Последние два самолета сбили уже в Лапландской войне против немцев.

Edited at 2018-12-02 05:11 pm (UTC)
самолет настолько некрасивый, что это уже становится своего рода эстетикой.
как палубные они же практически не применялись в боевых условиях?
Как палубные - никогда. А красота - понятие относительное. :)
Победы финнов одержаны против устаревших машин которые в основном и состояли на вооружении наших истребительных авиаполков, как только произошло перевооружение на современные машины, они тут же ушли в тень финских мессершмиттов. К тому же не стоит забывать завышение побед. Рассматривая противостояние финнов и ВВС КБФ, видно, что финны могли лишь создавать неприятности, главной проблемой были немецкие истребители.
Вам напомнить, когда у финнов появились "Мессершмитты" и до какого года у них оставались на вооружении "Буффало"?
А у кого-то ещё шасси так оригинально убирались?
У Брюстера SBA/SBN, хотя, там немного другая кинематика.
самолет спроектированный на заводе железнодорожных цистерн
такой вопрос-а соотносили заявленные финнами победы с реальными потерями советских войск которые фигурируют в документах и существуют.
а то получается как у немецкого аса Руделя который настрелял 500 советских танков а когда касается разбора реального боя-то почему то оказывается что из 12 заявленных-он в лучшем случае поджег 1 (согласно потерям доложенным в документах и вообще в месте боя их всего было 4)
или финский снайпер-умудрившийся как киборг настрелять 2 батальона русских -один из винтовки второй из пистолета -пулемета -
-но почему то в данных о потерях(это был спокойный участок фронта) -опять никаких данных о таких величинах
короче тут они все верны заветам Суворова-пиши побольше-чего их супостатов жалеть
Конечно финские летчики, как и все остальные, завышали свои успехи, но не в 10 же раз. Если брать Зимнюю войну, потери в которой более-менее точно подсчитаны и систематизированы, то там финские летчики (включая шведских добровольцев) записали себе в актив 305 сбитых советских самолетов, а зенитчики - еще 330, итого 635. Реально наши потеряли 327 самолетов, включая пропавшие без вести, но без учета небоевых потерь и без разбивки на сбитые истребителями и зенитками. Так что, среднестатистический оверклейм у финнов был примерно двукратный.