Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Полет на призраке



Ровно 80 лет тому назад, 15 декабря 1938 года, в первом испытательном полете на первом прототипе нового истребителя И-180 потерпел катастрофу и погиб самый известный советский летчик довоенной эпохи и "живой символ" сталинской авиации В.П. Чкалов. Об этой катастрофе много спорили в постсоветский период, делая акцент либо на странностях в ее описаниях, либо - на том, что она в тогдашних условиях была вполне естественным и закономерным явлением.

Отмечу один момент, который, на мой взгляд, вызывает наибольшее недоумение. До сих пор не найдено ни одной фотографии и ни одного чертежа самолета, на котором погиб Чкалов. Есть только предварительный и очень условный эскизный проект, составленный в начале 1938 года. Это тем более странно, что любой опытный самолет в обязательном порядке и во всех деталях фотографировали на заводе во время постройки, а затем - в готовом виде. И эти фотографии хранятся в архивах.

Также нет ни одной фотки с места катастрофы, хотя, они, опять же, в обязательном порядке должны присутствовать в Аварийном акте. Многие историки авиации пытались их найти, а заодно и сам акт, но безуспешно. При этом фотографии второго, третьего и дальнейших прототипов, построенных уже после гибели Чкалова, имеются в изобилии.

Если бы я был упоротым конспирологом, то, возможно, задал бы вопрос: а был ли мальчик? Быть может, Чкалова просто "убрали", так как он стал неудобен (много пил, вел себя непредсказуемо, мог сболтнуть лишнее), списав это на мнимую катастрофу никогда не существовавшей машины? Да и вообще, мертвые народные герои - выгоднее живых, так как они уж точно не преподнесут никаких "сюрпризов".

В пользу этой версии говорит то, что сразу после смерти Чкалова были арестован директор авиазавода №156, начальник Летно-испытательной станции, начальник 1-го (авиационного) управления Наркомата оборонной промышленности, а также - многие другие работники, имевшие отношение к программе создания И-180. Почти все они умерли в ГУЛАГе, а с ведущим инженером проекта И-180 М.Лазаревым случилась еще более любопытная история: уже на следующий день после смерти Чкалова он при невыясненных обстоятельствах оказался под колесами электрички. 

Разумеется, я не предлагаю поверить в приведенную гипотезу, да я и сам в нее не верю, поскольку даже на фоне тогдашних советских чудес и фантасмагорий она выглядит чересчур фантастично. А впрочем, как знать. В нашей стране с непредсказуемым прошлым могло быть всё, что угодно.


Во второй половине 1930-х годов Чкалов в СССР был одной из главных культовых фигур.


Фрагмент эскизного чертежа первого прототипа И-180 - единственное более-менее достоверное изображение этой машины.
Tags: СССР, авиация, тайны
Subscribe
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 80 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →