я

Опоздавшая мечта



Ровно 30 лет назад, 21 декабря 1988 года впервые поднялся в воздух летающий гигант Ан-225 "Мрия" ("Мечта"), до сих пор остающийся наиболее крупным и самым тяжелым самолетом в мире. Это было последнее выдающееся достижение советского авиапрома, которое в условиях нараставшего кризиса прошло почти незамеченным. У большинства людей были уже совсем другие мрии - жить без очередей, продуктовых талонов, колбасных электричек, постоянной гонки за дефицитом, а заодно и без власти КПСС.

Переломным стал следующий, 1989 год, когда рухнули коммунистические режимы в Восточной Европе, а в СССР начались массовые митинги оппозиции, однако, в декабре 1988-го приближение не только конца года, но и конца эпохи ощущалось довольно явственно. Уже тогда популярная группа "Наутилус-Помпилиус" пела "страна умирает как древний ящер с новым вирусом в клетках" и это пророчество звучало из всех магнитофонов.

А ровно через три года после первого полета "Мрии", 21 декабря 1991-го, на конференции глав бывших союзных республик в Алма-Ате была официално оформлена ликвидация Советского Союза. Такое вот символичное совпадение. Еще через 3 дня, в ночь с 24 на 25 декабря, над Кремлем был спущен флаг СССР, а вместо него поднят российский триколор.

Я впервые увидел в небе "Мрию" в начале сентября 1993 года на международном авиасалоне МАКС-93 в Жуковском. Зрелище было просто потрясающее, а еще мне запало в память, что во время ее демонстрационного полета из динамиков, расставленных на летном поле, звучал тогдашний мегахит Happy Nation группы Ace of Base. Эта мелодия прекрасно сочеталась с образом почти бесшумно парящего в небе белоснежного колосса (музыка заглушала отдаленный шум двигателей), вызывая чувство, близкое к эйфории.

Однако это сочетание можно назвать антисимволом, поскольку даже столь фантастические успехи в авиастроении, да и во многих других отраслях, не принесли счастья советскому народу и не спасли красную империю от развала.





Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
"поскольку даже столь фантастические успехи в авиастроении, да и во многих других отраслях, "

Да не так уж много успехов и было в финале - что и стало одной из причин итогового кризиса...
Кризис начал зреть гораздо раньше. Еще в брежневские времена было понятно, что советская экономика идет в тупик, а идеология - уже пришла.
Каждый раз смотрю на фотки Мрии и очередной раз восхищаюсь - всё-таки, не смотря на свою громоздкость, он исключительно красивый и сообразный.
Дом в пригороде с газоном и гаражом - не менее красивый и своеобразный, но так и не достался совку...
Под полет валькирии ещё круче )))А самолет действительно впечатляет.Но народу нужны были колбаса и джинсы.И я не стебаюсь.
Валькирии - возбуждают и настраивают на драку, а эта лирическая мелодия умиротворяет и гораздо лучше сочетается со словом "мечта".

Edited at 2018-12-21 08:57 pm (UTC)
Самолёт красивый, но беспонтовый. Как показатель тупика советской идеологии. В реальности таких проектов было очень много, но выхлоп от них отсутствовал.
Тут такая обратная связь. Нет больших грузов - нет самолетов, а нет самолетов - никто и не думает большие грузы возить по воздуху.
Как-то задело...
выражение не принесли счастья советскому народу
Счастье, по моему, никто никому принести не может. Причины счастья внутренние, и состояние это кратковременное.
Офигенный аппарат, конечно.



Edited at 2018-12-21 09:50 pm (UTC)
СОС! Это чудо Украина построила? А не СССР? А не все 15 союзных республик? Извините, но я родился в СССР и помню, как и что строили! Так что это кено амерское- в топку!

Edited at 2018-12-22 04:48 pm (UTC)
== которое в условиях нараставшего кризиса прошло почти незамеченным

Не соглашусь. Про "Мрию" если только из утюга не вещали. Вы немного сдвинули временные рамки кризиса. 1988 год - последний год Ускорения, когда, казалось появились материальные доказательства существования этого тренда. "Мрия", "Буран", "Эльбрус-3". Наоборот начало казаться, что страна как то куда то движется. Другое дело, что у нас в городе внезапно дефицитом стали моющие средства и я из стройотряда (в Хабаровском крае был) вез ящик зубной пасты.
Вещали, и про Энергию с Бураном вещали, да только людям (окромя фанатов авиации-космонавтики) это уже было пофигу. В 1988 году начался обвал потребительского рынка. Даже в Москве и Ленинграде ввели талоны на водку, сигареты и сахар, а на периферии наступала полная жопа.
Помню, приехал в командировку в Саратов, а там в продмагах - ни мяса, ни рыбы, ни масла, ни сыра, ни молочки, ни колбасы хоть какой-нибудь. Даже майонеза не было. В Казани и Горьком, где я в том году тоже успел побывать, - примерно то же самое. Народ зверел и матерился "людям, мля, жрать нечего, а эти суки ракеты запускают!"
Непонял зачем было увязывать Мрию и развал Союза. Во-первых Мрия изначально это не транспортный самолет, а транспортно- обслуживающий комплекс по программе Буран/Энергия.
То что из него сделали транспортник, а не прос...рали это заслуга антоновцев.
А Союз. Союз рухнул и... и жаль и жаль что кто то начал заново собирать.
Цикличность истории, однако: Киевска Русь рухнула - её стали собирать, Русь калитовичей рухнула - её стали собирать, Империя Романовых рухнула - её стали собирать. СССР рухнул - .....
Так что чего вы удивляетесь?
Увы - народ благодаря иньекциям гласности в мозг стал неадекватен... А вот в Китае на тот момент свободке то шейку свернули... Ну а в КНДР ее вообще не завели

Ладно бы просто развалился, но произошла Катастрофа и не строят теперь "Мрии".

Мегапроекты - это сильная сторона совка, да.
Без СССР и автора бы не было. В немецком концлагере бы пробавлялся, и сейчас до этого при фашисте Путине недалеко...
Обана, у "алекса тамбовского" тот же айпи и такой же пустой журнал, как у забаненного за хамство и тупизм "миши тамбовского". Значит, его - туда же. Кто следующий?
А каким образом создание "Мрии" могло спасти "красную империю" от развала? Денег на то, чтобы запустить её в серийное производство не было от слова "совсем", да и массового спроса на этого гиганта не ожидалось (в отличие от более успешного "Муромца").

Но это не значит, что самолёты не надо разрабатывать и строить. Вне зависимости от политических режимов, вне зависимости от того, растут или распадаются империи, людям надо летать. Надо возить грузы. А значит и надо делать самолёты. Как-то так.
Создание - никак, зато отказ от подобных многозатратных и малополезных проектов мог если не спасти красную империю, то, по крайней мере, продлить ее существование.