я

Долгий звездопад

P80-1_300.jpg

Ровно 75 лет назад, 8 января 1944 года, впервые поднялся в воздух ХР-80 - опытный экземпляр самолета P-80 Shooting Star - первого американского крупносерийного реактивного истребителя. ХР-80 создавался в обстановке такой строгой секретности, что из 130 человек, работавших над проектом, только пятеро знали, что они разрабатывают реактивную машину. Во всяком случае, так написано в англопедии, хотя, по-моему, это похоже на бред.

Боевое крещение Р-80, переименованного F-80, прошло в Корее, причем именно там 1 ноября 1950 года состоялся первый в истории воздушный бой между реактивными истребителями, в котором советский пилот МиГ-15 Семен Хоминых сбил F-80 под управлением майора Фрэнка Ван Сикла. Американский летчик погиб. А 8 ноября пилот F-80 лейтенант Рассел Браун заявил, что он якобы сбил МиГ-15, но наши эту победу не подтверждают.

Всего же, пилоты F-80, воевавшие в Корее, претендуют на 17 воздушных побед (6 Ил-10, 1 Ла-7 (?), 8 Як-9 и 3 МиГ-15). Собственные боевые потери, признанные американцами, -  127 самолетов, из них 14 - в воздушных боях, а остальные - от зенитного огня.

Р-80 интересен, прежде всего, тем, что его двухместная учебно-тренировочная версия Т-33, которая появилась в 1948 году, оказалась гораздо более удачной, распространенной и массовой, чем оригинал. Р-80 был растиражирован в количестве 1732 экземпляра и уже в 1950 году - снят с производства как морально устаревший, а Т-33 было сделано 6557 штук, то есть, почти в 4 раза больше. Производство Т-33 продолжалось вплоть до начала 1960-х годов. Пожалуй, это единственный подобный пример в мировой практике.

В американских ВВС Т-33 применялись до 1975 года, в Национальной Гвардии США - до 1997-го, а в военно-пилотажной группе Thunderbirds - до конца "нулевых" годов. В Канаде лицензионные Т-33 (СТ-33) местного производства оставались на вооружении до 2005 года, а в Боливии они были списаны лишь в июле 2017-го. Канадские Т-33 поступили в Боливию в 1957 году, то есть, они оставались в строю ровно 60 лет. Этот рекорд долгожительства в реактивной авиации пока не побит.

Т-33 и СТ-33 состояли на вооружении более чем в 40 странах, причем не только как УТС, но и в качестве истребителей, разведчиков и ударных машин с ракетными и бомбовыми подвесками. В 1961 году, во время провального вторжения американских наемников на Кубу, кубинские пилоты на Т-33 сбили четыре американских бомбардировщика А-26 "Инвэйдер", осуществлявших воздушную поддержку морского десанта в заливе Кочинос.

d06bcc551f3361253cff74fdd4735a3f copy.jpg
Прототип ХР-80 в полете.

050317-F-1234P-035.JPG
Р-80 в варианте истребителя-бомбардировщика с подвесными топливными баками на концах крыла и 500-фунтовыми (227-кг) бомбами под крылом.

NASM-SI-94-13979.jpg
Четверка F-80 в групповом полете.

11db67cb3206796f2e7b5e9cfd62cc0c.jpg
F-80 из 56-го авиакрыла ВВС США, которое в 1948 году базировалось в американской оккупационной зоне Западной Германии. На борту нарисованы флажки тех стран, в которых побывала эта машина.

Thunderbirds_Lockheed_T-33_Shooting_Star,_Chino,_California-2007.jpg
Т-33 пилотажной эскадрильи "Тандербердс", снимок 2007 года.

1363049.jpg
Боливийский Т-33 в декоративной окраске, посвященной 50-летию его службы в ВВС этой страны.

85f6ed3c6f3c9a6680bbd549d70af798.jpg
Окраска одного из последних боливийских Т-33, списанных в 2017 году.
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Понятно.
Тогда ещё вопрос - почему, после "сотой" серии, американцы опять начали отсчёт сначала? Трёхзначные номера не понравились?
Не начали. Были и после F-100 самолеты. А начали для унификации, когда Макнамара спутал два самолета. По легенде.
ну последний по старой нумерации как раз F-117
ну официально обнуление произошло после F-111

А потом решили что параллельно с новой нумерацией которую начали с F-4 (фантома) - старую нумерацию оставить только для секретных проектов и для "трофейных" самолетов.

"Так, испытывавшиеся в Америке советские истребители МиГ-17 проходили в документах Пентагона как F-113, а МиГ-21 именовались F-114. " (с)
Понятно. Этих нюансов не знал. Но вот интересно, почему сначала "стелс" называли F-19, а потом переименовали в F-117 ?
Фантом создавался для ВМС, поэтому первоначально имел отличный от сухопутных самолетов единичный номер. Но, когда сухопутчики захотели себе такой же самолет, с него непреклонно "сняли морскую форму" и одели в цвета хаки. В общем, в ВВС он сначала им именовался F-110А «Спектр».
Не о теме, простите. Но вопрос срочный к тем, кто что-то может помнить.

Откуда "эффект Бартини"? Как определяли его суть не в восторженных биографиях, а хоть рядом. Соосные винты давно известны, применялись, импеллеры тоже.
от писателя Игоря Чутко...

Что архизабавно - статья в русской википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8

еще сильнее доставляет - от сравнительно грамотного описания эффекта у Чутко - переведено на воообще полный трешак от Каминского :)

Что еще больше доставляет - сейчас в Сколково работает "группа Бартини" - сколькопосильно пилят бюджет.
Так я и возбужден вики-статьей. Хочу разобраться. Похоже на то, что источника, по сути, нет. Некоторые грамотно пишут "в литературе встречается". В мемуарной о Бартини и пошлых агитках.

Я же, есть грех, еще недавно полагал, как и многие, я знаю, что "эффект Б." это винт в насадке, неспортивно выражаясь. И тут вылезает Stipa-Caproni. А с соосником - Луцкой. Причем Луцкой - приоритет, а вот Стипа - чего ди Бартини не мог не знать.

Притом что Капрони сотрудничал пару лет с Коанде.

Edited at 2019-01-18 10:25 pm (UTC)
соосные винты в кольцевой насадке были еще на торпедах 1880х годов кстати. Но не взлетело