я

Долгий звездопад

P80-1_300.jpg

Ровно 75 лет назад, 8 января 1944 года, впервые поднялся в воздух ХР-80 - опытный экземпляр самолета P-80 Shooting Star - первого американского крупносерийного реактивного истребителя. ХР-80 создавался в обстановке такой строгой секретности, что из 130 человек, работавших над проектом, только пятеро знали, что они разрабатывают реактивную машину. Во всяком случае, так написано в англопедии, хотя, по-моему, это похоже на бред.

Боевое крещение Р-80, переименованного F-80, прошло в Корее, причем именно там 1 ноября 1950 года состоялся первый в истории воздушный бой между реактивными истребителями, в котором советский пилот МиГ-15 Семен Хоминых сбил F-80 под управлением майора Фрэнка Ван Сикла. Американский летчик погиб. А 8 ноября пилот F-80 лейтенант Рассел Браун заявил, что он якобы сбил МиГ-15, но наши эту победу не подтверждают.

Всего же, пилоты F-80, воевавшие в Корее, претендуют на 17 воздушных побед (6 Ил-10, 1 Ла-7 (?), 8 Як-9 и 3 МиГ-15). Собственные боевые потери, признанные американцами, -  127 самолетов, из них 14 - в воздушных боях, а остальные - от зенитного огня.

Р-80 интересен, прежде всего, тем, что его двухместная учебно-тренировочная версия Т-33, которая появилась в 1948 году, оказалась гораздо более удачной, распространенной и массовой, чем оригинал. Р-80 был растиражирован в количестве 1732 экземпляра и уже в 1950 году - снят с производства как морально устаревший, а Т-33 было сделано 6557 штук, то есть, почти в 4 раза больше. Производство Т-33 продолжалось вплоть до начала 1960-х годов. Пожалуй, это единственный подобный пример в мировой практике.

В американских ВВС Т-33 применялись до 1975 года, в Национальной Гвардии США - до 1997-го, а в военно-пилотажной группе Thunderbirds - до конца "нулевых" годов. В Канаде лицензионные Т-33 (СТ-33) местного производства оставались на вооружении до 2005 года, а в Боливии они были списаны лишь в июле 2017-го. Канадские Т-33 поступили в Боливию в 1957 году, то есть, они оставались в строю ровно 60 лет. Этот рекорд долгожительства в реактивной авиации пока не побит.

Т-33 и СТ-33 состояли на вооружении более чем в 40 странах, причем не только как УТС, но и в качестве истребителей, разведчиков и ударных машин с ракетными и бомбовыми подвесками. В 1961 году, во время провального вторжения американских наемников на Кубу, кубинские пилоты на Т-33 сбили четыре американских бомбардировщика А-26 "Инвэйдер", осуществлявших воздушную поддержку морского десанта в заливе Кочинос.

d06bcc551f3361253cff74fdd4735a3f copy.jpg
Прототип ХР-80 в полете.

050317-F-1234P-035.JPG
Р-80 в варианте истребителя-бомбардировщика с подвесными топливными баками на концах крыла и 500-фунтовыми (227-кг) бомбами под крылом.

NASM-SI-94-13979.jpg
Четверка F-80 в групповом полете.

11db67cb3206796f2e7b5e9cfd62cc0c.jpg
F-80 из 56-го авиакрыла ВВС США, которое в 1948 году базировалось в американской оккупационной зоне Западной Германии. На борту нарисованы флажки тех стран, в которых побывала эта машина.

Thunderbirds_Lockheed_T-33_Shooting_Star,_Chino,_California-2007.jpg
Т-33 пилотажной эскадрильи "Тандербердс", снимок 2007 года.

1363049.jpg
Боливийский Т-33 в декоративной окраске, посвященной 50-летию его службы в ВВС этой страны.

85f6ed3c6f3c9a6680bbd549d70af798.jpg
Окраска одного из последних боливийских Т-33, списанных в 2017 году.
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
ну последний по старой нумерации как раз F-117
ну официально обнуление произошло после F-111

А потом решили что параллельно с новой нумерацией которую начали с F-4 (фантома) - старую нумерацию оставить только для секретных проектов и для "трофейных" самолетов.

"Так, испытывавшиеся в Америке советские истребители МиГ-17 проходили в документах Пентагона как F-113, а МиГ-21 именовались F-114. " (с)
Понятно. Этих нюансов не знал. Но вот интересно, почему сначала "стелс" называли F-19, а потом переименовали в F-117 ?
Присоединяюсь к вопросу.
Кроме того, что F-111, что F-117 можно назвать истребителями с ооочень большой натяжкой. Здесь F - дань секретности?
а это разные проекты

F-117 это первый стелс проект Локхидов

А F-19 это гипотетический проект ему на замену - по наиболее распространенной (но не ясно достоверной ли) версии это один из вариантов SR-75/91 Aurora которая то же не пойми то ли сказка то ли реальная программа...



Фантом создавался для ВМС, поэтому первоначально имел отличный от сухопутных самолетов единичный номер. Но, когда сухопутчики захотели себе такой же самолет, с него непреклонно "сняли морскую форму" и одели в цвета хаки. В общем, в ВВС он сначала им именовался F-110А «Спектр».
Не о теме, простите. Но вопрос срочный к тем, кто что-то может помнить.

Откуда "эффект Бартини"? Как определяли его суть не в восторженных биографиях, а хоть рядом. Соосные винты давно известны, применялись, импеллеры тоже.
от писателя Игоря Чутко...

Что архизабавно - статья в русской википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8

еще сильнее доставляет - от сравнительно грамотного описания эффекта у Чутко - переведено на воообще полный трешак от Каминского :)

Что еще больше доставляет - сейчас в Сколково работает "группа Бартини" - сколькопосильно пилят бюджет.
Так я и возбужден вики-статьей. Хочу разобраться. Похоже на то, что источника, по сути, нет. Некоторые грамотно пишут "в литературе встречается". В мемуарной о Бартини и пошлых агитках.

Я же, есть грех, еще недавно полагал, как и многие, я знаю, что "эффект Б." это винт в насадке, неспортивно выражаясь. И тут вылезает Stipa-Caproni. А с соосником - Луцкой. Причем Луцкой - приоритет, а вот Стипа - чего ди Бартини не мог не знать.

Притом что Капрони сотрудничал пару лет с Коанде.

Edited at 2019-01-18 10:25 pm (UTC)
я не нашел ничего об этом эффекте Бартини до книжки Чутко.

В смысле совсем.


Причем даже в мемуарной до поры НЕТУ. Только в "молодогвардейской" - три книги о загубленных гениях - трилогия о Бартини, Курчевском и Гроховском одного автора :)


>. А с соосником - Луцкой.

C Луцким свои проблемы вылезают - но это надо спецов по дореволюционной авиации распрашивать - возможно что даже часть работ Луцкого фейк 1940х годов. Как и часть его биографии.

Собственно один фотошоп но с грузовиком и царем Николаем в биографии Луцкого уже отловили.

Что правда никак не отменяет того факта что современный тип автомобильного мотора и первый "Мерседес" создал именно он :)

> а вот Стипа - чего ди Бартини не мог не знать.

Тут все же ДАР Бартини вообще не исходно не Бартини -- проект 1933 года (причем автор не Бартини а Чухновский, человек по хорошему отмороженный на всю голову (жаль в хорошем кино его играл Никита Михалков и плохо играл :) а в металле 1935й

Что кстати добавляет колориту - ибо кольцевое обтекание крылом винтов и винты "носок к носку" было у Чухновского, а у Бартини в железе его нетути - там мотоустановка по мотивам Дорнье Валь :)


Давно не брал я в руки Бауэрса - мож там есть кто же первый винт в обтекатель то загнал ПОСЛЕ Коанды...



Edited at 2019-01-18 10:42 pm (UTC)
соосные винты в кольцевой насадке были еще на торпедах 1880х годов кстати. Но не взлетело
Знаю. Даже поискал бы вглубь веков, но сравнивать историческое судостроение с новомодным авиа- неспортивно.
вглубь веков не стоит - ибо смысл имело только при быстроходных приводных машинках с приличным числом оборотов в минуту - не важно пневматических или паровых. А их Брозерхунд создал в 1870е только.


А если новомодное авиа и винт к винту - то такой ероплан полетел даже в СССР даже немного до приезда Бартини.

Ну точнее не полетел - был создан и поломаты...


Есть в Шаврове.