я

Долгий звездопад

P80-1_300.jpg

Ровно 75 лет назад, 8 января 1944 года, впервые поднялся в воздух ХР-80 - опытный экземпляр самолета P-80 Shooting Star - первого американского крупносерийного реактивного истребителя. ХР-80 создавался в обстановке такой строгой секретности, что из 130 человек, работавших над проектом, только пятеро знали, что они разрабатывают реактивную машину. Во всяком случае, так написано в англопедии, хотя, по-моему, это похоже на бред.

Боевое крещение Р-80, переименованного F-80, прошло в Корее, причем именно там 1 ноября 1950 года состоялся первый в истории воздушный бой между реактивными истребителями, в котором советский пилот МиГ-15 Семен Хоминых сбил F-80 под управлением майора Фрэнка Ван Сикла. Американский летчик погиб. А 8 ноября пилот F-80 лейтенант Рассел Браун заявил, что он якобы сбил МиГ-15, но наши эту победу не подтверждают.

Всего же, пилоты F-80, воевавшие в Корее, претендуют на 17 воздушных побед (6 Ил-10, 1 Ла-7 (?), 8 Як-9 и 3 МиГ-15). Собственные боевые потери, признанные американцами, -  127 самолетов, из них 14 - в воздушных боях, а остальные - от зенитного огня.

Р-80 интересен, прежде всего, тем, что его двухместная учебно-тренировочная версия Т-33, которая появилась в 1948 году, оказалась гораздо более удачной, распространенной и массовой, чем оригинал. Р-80 был растиражирован в количестве 1732 экземпляра и уже в 1950 году - снят с производства как морально устаревший, а Т-33 было сделано 6557 штук, то есть, почти в 4 раза больше. Производство Т-33 продолжалось вплоть до начала 1960-х годов. Пожалуй, это единственный подобный пример в мировой практике.

В американских ВВС Т-33 применялись до 1975 года, в Национальной Гвардии США - до 1997-го, а в военно-пилотажной группе Thunderbirds - до конца "нулевых" годов. В Канаде лицензионные Т-33 (СТ-33) местного производства оставались на вооружении до 2005 года, а в Боливии они были списаны лишь в июле 2017-го. Канадские Т-33 поступили в Боливию в 1957 году, то есть, они оставались в строю ровно 60 лет. Этот рекорд долгожительства в реактивной авиации пока не побит.

Т-33 и СТ-33 состояли на вооружении более чем в 40 странах, причем не только как УТС, но и в качестве истребителей, разведчиков и ударных машин с ракетными и бомбовыми подвесками. В 1961 году, во время провального вторжения американских наемников на Кубу, кубинские пилоты на Т-33 сбили четыре американских бомбардировщика А-26 "Инвэйдер", осуществлявших воздушную поддержку морского десанта в заливе Кочинос.

d06bcc551f3361253cff74fdd4735a3f copy.jpg
Прототип ХР-80 в полете.

050317-F-1234P-035.JPG
Р-80 в варианте истребителя-бомбардировщика с подвесными топливными баками на концах крыла и 500-фунтовыми (227-кг) бомбами под крылом.

NASM-SI-94-13979.jpg
Четверка F-80 в групповом полете.

11db67cb3206796f2e7b5e9cfd62cc0c.jpg
F-80 из 56-го авиакрыла ВВС США, которое в 1948 году базировалось в американской оккупационной зоне Западной Германии. На борту нарисованы флажки тех стран, в которых побывала эта машина.

Thunderbirds_Lockheed_T-33_Shooting_Star,_Chino,_California-2007.jpg
Т-33 пилотажной эскадрильи "Тандербердс", снимок 2007 года.

1363049.jpg
Боливийский Т-33 в декоративной окраске, посвященной 50-летию его службы в ВВС этой страны.

85f6ed3c6f3c9a6680bbd549d70af798.jpg
Окраска одного из последних боливийских Т-33, списанных в 2017 году.
promo vikond65 июнь 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
ну официально обнуление произошло после F-111

А потом решили что параллельно с новой нумерацией которую начали с F-4 (фантома) - старую нумерацию оставить только для секретных проектов и для "трофейных" самолетов.

"Так, испытывавшиеся в Америке советские истребители МиГ-17 проходили в документах Пентагона как F-113, а МиГ-21 именовались F-114. " (с)
Понятно. Этих нюансов не знал. Но вот интересно, почему сначала "стелс" называли F-19, а потом переименовали в F-117 ?
Присоединяюсь к вопросу.
Кроме того, что F-111, что F-117 можно назвать истребителями с ооочень большой натяжкой. Здесь F - дань секретности?
>Здесь F - дань секретности?

Ну в случае Муравьеда (Ф-111) - он разрабатывался все же как полноценный истребитель - на замену Фантому - здесь F дань надеждам :)


ответа почему F-117 был классифицирован как истребитель нет. По наиболее распространенной версии так как "бандитов" (все пилоты квалифицированные для полетов на Ф-117 получают наименование "бандит" и порядковый номер привет саге о звездных войнах :) для него предполагалось набирать в истребительной авиации то и самолет организационно загнали в истребители (и эскадрильи где они служили образовывали истребительное авиакрыло).

Ну в общем одни версии

Не на замену палубному Phantom, а на замену F-101, F-105. Надежды те же.
на замену и армейскому и палубному именно Фантому.

"Прихоть мистера Макнамарры" (по названию известного англосаксам танца но с другой фамилией)




Авианосец Корал Си. Самолет сами видите...
Ну вы же должны помнить, что замысел F-111B возник вовсе не сразу. И там даже исполнитель GD был дополнен Grumman.

Обсуждается F в начале, а не B в конце.
>Ну вы же должны помнить, что замысел F-111B возник вовсе не сразу


Конечно не сразу а когда моряки сказали что исходный Ф-111 оне не потянут на палубы :)


В этом и фокус - с самого начала Ф-111 - слуга всех трех господ. Включая КМП. Причем буковка B после цифры в истории этой машины появилась ровно ДВАЖДЫ - оба раза имелась в виду флотская версия - но при этом РАЗНАЯ версия. Первый раз - заказ отменили, а второй раз - все как вы вспомнили - про добавление Граммана.


Тут меня другое забавляет - англичане всерьез думали что они Ф-111 даже с коротких палуб СВОИХ авианосцев смогут эксплуатировать. От иде фантасты.


Не читал, чтоб англичане предназначали F-111K на палубу. О том, что их вариант был самый навороченный и пошел в ОКР FB-111 - читал.

И нет, все дружно приписывают именно Макнамаре вталкивание еще одного Vigilante на палубу. В любом случае, F это F-105.
>Не читал, чтоб англичане предназначали F-111K на палубу. О

Я так же читал это только в книжке о TRS.2 и в стиле завываний а ля рюс - просрали мол все полимеры и неимеющийаналоговмире а вместо этого заставили американское купить.

В общем вопрос явно муссировался - но на каком уровне проработки - вопрос.

>В любом случае, F это F-105.

А почему не Ф-107? Ультрасейбр. Или Ф-108 - таки Рапира?

>И нет, все дружно приписывают именно Макнамаре вталкивание еще одного Vigilante на палубу

Мак по башке грантой шмяк (реальный случай в Южном вьетнаме в него один подполковник арвиновский гранату кидал а чеку не вынул (не полковники а гавно, чему их только учили блин, на что бабки тратили :) - он как всякий менеджер не особо кокретизировал... Потому фирмы подсовывали уже под высказанное начальством все что нашли. Вот новорожденные "генералы дайнемиковцы" нашли что подсунуть :(


1. Ничего не смыслю в TSR.2. То есть подростком он меня поражал, не теперь. Ну да, Olympus, аналоговое управление, навороченная боевая электроника... но как самолет, облик - не очень. F-111 прекрасен.

И да, всегда следует помнить, что англичане себя хвалят редко. Очень редко. А часто ругают, что не самые лучшие и даже потери были. Нет чтоб без потерь воевать. И секретность, пуще советской иногда.

Думаю, палубник - наведенное из США. Мол, если Grumman сделает чудо. А сделали англичане: Harrier по сию пору на вооружении в США.

Разбирался с Mirage III, историей. Много думал. Американцы превзошли англичан в БРЭО. Французы как-то не переживали, а англичане не могли быть вторыми. Или уж почти ничего - Gnat, или самое.

2. С буквой F вопрос исчерпан. Хоть F-100, что намного уместнее. Занятно, что потом F-111 заменили на F-15, одного с ним поколения.

3. Не люблю сюжеты a la Sgt Bilko. Если разбираться, то решения оказываются чудесно оправданы на западе. Если именно сокращали число типов, а не впихивали вдруг еще парочку. Сокращали не обязательно плохое, иногда надо выбрать любой из трех.

F-111 и F-14 оказались нужны в 70-е, повоевали. И правильно притом, что их потом заменили на простые проекты.
а это разные проекты

F-117 это первый стелс проект Локхидов

А F-19 это гипотетический проект ему на замену - по наиболее распространенной (но не ясно достоверной ли) версии это один из вариантов SR-75/91 Aurora которая то же не пойми то ли сказка то ли реальная программа...



Фантом создавался для ВМС, поэтому первоначально имел отличный от сухопутных самолетов единичный номер. Но, когда сухопутчики захотели себе такой же самолет, с него непреклонно "сняли морскую форму" и одели в цвета хаки. В общем, в ВВС он сначала им именовался F-110А «Спектр».