я

Долгий звездопад

P80-1_300.jpg

Ровно 75 лет назад, 8 января 1944 года, впервые поднялся в воздух ХР-80 - опытный экземпляр самолета P-80 Shooting Star - первого американского крупносерийного реактивного истребителя. ХР-80 создавался в обстановке такой строгой секретности, что из 130 человек, работавших над проектом, только пятеро знали, что они разрабатывают реактивную машину. Во всяком случае, так написано в англопедии, хотя, по-моему, это похоже на бред.

Боевое крещение Р-80, переименованного F-80, прошло в Корее, причем именно там 1 ноября 1950 года состоялся первый в истории воздушный бой между реактивными истребителями, в котором советский пилот МиГ-15 Семен Хоминых сбил F-80 под управлением майора Фрэнка Ван Сикла. Американский летчик погиб. А 8 ноября пилот F-80 лейтенант Рассел Браун заявил, что он якобы сбил МиГ-15, но наши эту победу не подтверждают.

Всего же, пилоты F-80, воевавшие в Корее, претендуют на 17 воздушных побед (6 Ил-10, 1 Ла-7 (?), 8 Як-9 и 3 МиГ-15). Собственные боевые потери, признанные американцами, -  127 самолетов, из них 14 - в воздушных боях, а остальные - от зенитного огня.

Р-80 интересен, прежде всего, тем, что его двухместная учебно-тренировочная версия Т-33, которая появилась в 1948 году, оказалась гораздо более удачной, распространенной и массовой, чем оригинал. Р-80 был растиражирован в количестве 1732 экземпляра и уже в 1950 году - снят с производства как морально устаревший, а Т-33 было сделано 6557 штук, то есть, почти в 4 раза больше. Производство Т-33 продолжалось вплоть до начала 1960-х годов. Пожалуй, это единственный подобный пример в мировой практике.

В американских ВВС Т-33 применялись до 1975 года, в Национальной Гвардии США - до 1997-го, а в военно-пилотажной группе Thunderbirds - до конца "нулевых" годов. В Канаде лицензионные Т-33 (СТ-33) местного производства оставались на вооружении до 2005 года, а в Боливии они были списаны лишь в июле 2017-го. Канадские Т-33 поступили в Боливию в 1957 году, то есть, они оставались в строю ровно 60 лет. Этот рекорд долгожительства в реактивной авиации пока не побит.

Т-33 и СТ-33 состояли на вооружении более чем в 40 странах, причем не только как УТС, но и в качестве истребителей, разведчиков и ударных машин с ракетными и бомбовыми подвесками. В 1961 году, во время провального вторжения американских наемников на Кубу, кубинские пилоты на Т-33 сбили четыре американских бомбардировщика А-26 "Инвэйдер", осуществлявших воздушную поддержку морского десанта в заливе Кочинос.

d06bcc551f3361253cff74fdd4735a3f copy.jpg
Прототип ХР-80 в полете.

050317-F-1234P-035.JPG
Р-80 в варианте истребителя-бомбардировщика с подвесными топливными баками на концах крыла и 500-фунтовыми (227-кг) бомбами под крылом.

NASM-SI-94-13979.jpg
Четверка F-80 в групповом полете.

11db67cb3206796f2e7b5e9cfd62cc0c.jpg
F-80 из 56-го авиакрыла ВВС США, которое в 1948 году базировалось в американской оккупационной зоне Западной Германии. На борту нарисованы флажки тех стран, в которых побывала эта машина.

Thunderbirds_Lockheed_T-33_Shooting_Star,_Chino,_California-2007.jpg
Т-33 пилотажной эскадрильи "Тандербердс", снимок 2007 года.

1363049.jpg
Боливийский Т-33 в декоративной окраске, посвященной 50-летию его службы в ВВС этой страны.

85f6ed3c6f3c9a6680bbd549d70af798.jpg
Окраска одного из последних боливийских Т-33, списанных в 2017 году.
promo vikond65 june 23, 16:38 21
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Где-то летали, поэтому теоретически шанс был. :)
В Италии были немецкие реактивные самолеты ?

Кстати, венгерский реактивный истребитель - это фейк вроде штурмовика Томашевича или он на самом деле был ?

Edited at 2019-01-09 01:59 am (UTC)
Не было, но я принял Вашу гипотезу появления в Италии "Штурмфогелей". :)

//////////Кстати, венгерский реактивный истребитель - это фейк вроде штурмовика Томашевича или он на самом деле был ?

Про это я не в курсе. Думаю, что фейк.

>ну где то они летали же !
Практически нет

Тhe Shooting Star began to enter service in late 1944 with 12 pre-production YP-80As, one of which was destroyed in the accident in which Burcham was killed. A 13th YP-80A was modified to the sole F-14 photo reconnaissance model and lost in a December crash. Four were sent to Europe for operational testing (demonstration, familiarization, and possible interception roles), two to England and two to the 1st Fighter Group at Lesina Airfield, Italy, but when test pilot Major Frederic Borsodi was killed in a crash caused by an engine fire on 28 January 1945,[7] demonstrating YP-80A 44-83026 at RAF Burtonwood, the YP-80A was temporarily grounded.[8] Before World War II ended, however, two American pre-production Lockheed YP-80A Shooting Star fighter jets did see limited service in Italy with the USAAF on reconnaissance, in February and March 1945.[9] Because of delays in delivery of production aircraft, the Shooting Star saw no actual combat during the conflict.[10]

Но вот британские Глостеры летали вполне успешно
Несколько было. Что это меняет? А вот Глостер полноценно воевал с 1944.