я

Долгий звездопад

P80-1_300.jpg

Ровно 75 лет назад, 8 января 1944 года, впервые поднялся в воздух ХР-80 - опытный экземпляр самолета P-80 Shooting Star - первого американского крупносерийного реактивного истребителя. ХР-80 создавался в обстановке такой строгой секретности, что из 130 человек, работавших над проектом, только пятеро знали, что они разрабатывают реактивную машину. Во всяком случае, так написано в англопедии, хотя, по-моему, это похоже на бред.

Боевое крещение Р-80, переименованного F-80, прошло в Корее, причем именно там 1 ноября 1950 года состоялся первый в истории воздушный бой между реактивными истребителями, в котором советский пилот МиГ-15 Семен Хоминых сбил F-80 под управлением майора Фрэнка Ван Сикла. Американский летчик погиб. А 8 ноября пилот F-80 лейтенант Рассел Браун заявил, что он якобы сбил МиГ-15, но наши эту победу не подтверждают.

Всего же, пилоты F-80, воевавшие в Корее, претендуют на 17 воздушных побед (6 Ил-10, 1 Ла-7 (?), 8 Як-9 и 3 МиГ-15). Собственные боевые потери, признанные американцами, -  127 самолетов, из них 14 - в воздушных боях, а остальные - от зенитного огня.

Р-80 интересен, прежде всего, тем, что его двухместная учебно-тренировочная версия Т-33, которая появилась в 1948 году, оказалась гораздо более удачной, распространенной и массовой, чем оригинал. Р-80 был растиражирован в количестве 1732 экземпляра и уже в 1950 году - снят с производства как морально устаревший, а Т-33 было сделано 6557 штук, то есть, почти в 4 раза больше. Производство Т-33 продолжалось вплоть до начала 1960-х годов. Пожалуй, это единственный подобный пример в мировой практике.

В американских ВВС Т-33 применялись до 1975 года, в Национальной Гвардии США - до 1997-го, а в военно-пилотажной группе Thunderbirds - до конца "нулевых" годов. В Канаде лицензионные Т-33 (СТ-33) местного производства оставались на вооружении до 2005 года, а в Боливии они были списаны лишь в июле 2017-го. Канадские Т-33 поступили в Боливию в 1957 году, то есть, они оставались в строю ровно 60 лет. Этот рекорд долгожительства в реактивной авиации пока не побит.

Т-33 и СТ-33 состояли на вооружении более чем в 40 странах, причем не только как УТС, но и в качестве истребителей, разведчиков и ударных машин с ракетными и бомбовыми подвесками. В 1961 году, во время провального вторжения американских наемников на Кубу, кубинские пилоты на Т-33 сбили четыре американских бомбардировщика А-26 "Инвэйдер", осуществлявших воздушную поддержку морского десанта в заливе Кочинос.

d06bcc551f3361253cff74fdd4735a3f copy.jpg
Прототип ХР-80 в полете.

050317-F-1234P-035.JPG
Р-80 в варианте истребителя-бомбардировщика с подвесными топливными баками на концах крыла и 500-фунтовыми (227-кг) бомбами под крылом.

NASM-SI-94-13979.jpg
Четверка F-80 в групповом полете.

11db67cb3206796f2e7b5e9cfd62cc0c.jpg
F-80 из 56-го авиакрыла ВВС США, которое в 1948 году базировалось в американской оккупационной зоне Западной Германии. На борту нарисованы флажки тех стран, в которых побывала эта машина.

Thunderbirds_Lockheed_T-33_Shooting_Star,_Chino,_California-2007.jpg
Т-33 пилотажной эскадрильи "Тандербердс", снимок 2007 года.

1363049.jpg
Боливийский Т-33 в декоративной окраске, посвященной 50-летию его службы в ВВС этой страны.

85f6ed3c6f3c9a6680bbd549d70af798.jpg
Окраска одного из последних боливийских Т-33, списанных в 2017 году.
promo vikond65 june 23, 16:38 21
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Понятно. Этих нюансов не знал. Но вот интересно, почему сначала "стелс" называли F-19, а потом переименовали в F-117 ?
Присоединяюсь к вопросу.
Кроме того, что F-111, что F-117 можно назвать истребителями с ооочень большой натяжкой. Здесь F - дань секретности?
>Здесь F - дань секретности?

Ну в случае Муравьеда (Ф-111) - он разрабатывался все же как полноценный истребитель - на замену Фантому - здесь F дань надеждам :)


ответа почему F-117 был классифицирован как истребитель нет. По наиболее распространенной версии так как "бандитов" (все пилоты квалифицированные для полетов на Ф-117 получают наименование "бандит" и порядковый номер привет саге о звездных войнах :) для него предполагалось набирать в истребительной авиации то и самолет организационно загнали в истребители (и эскадрильи где они служили образовывали истребительное авиакрыло).

Ну в общем одни версии

Не на замену палубному Phantom, а на замену F-101, F-105. Надежды те же.
на замену и армейскому и палубному именно Фантому.

"Прихоть мистера Макнамарры" (по названию известного англосаксам танца но с другой фамилией)




Авианосец Корал Си. Самолет сами видите...
Ну вы же должны помнить, что замысел F-111B возник вовсе не сразу. И там даже исполнитель GD был дополнен Grumman.

Обсуждается F в начале, а не B в конце.
>Ну вы же должны помнить, что замысел F-111B возник вовсе не сразу


Конечно не сразу а когда моряки сказали что исходный Ф-111 оне не потянут на палубы :)


В этом и фокус - с самого начала Ф-111 - слуга всех трех господ. Включая КМП. Причем буковка B после цифры в истории этой машины появилась ровно ДВАЖДЫ - оба раза имелась в виду флотская версия - но при этом РАЗНАЯ версия. Первый раз - заказ отменили, а второй раз - все как вы вспомнили - про добавление Граммана.


Тут меня другое забавляет - англичане всерьез думали что они Ф-111 даже с коротких палуб СВОИХ авианосцев смогут эксплуатировать. От иде фантасты.


Не читал, чтоб англичане предназначали F-111K на палубу. О том, что их вариант был самый навороченный и пошел в ОКР FB-111 - читал.

И нет, все дружно приписывают именно Макнамаре вталкивание еще одного Vigilante на палубу. В любом случае, F это F-105.
>Не читал, чтоб англичане предназначали F-111K на палубу. О

Я так же читал это только в книжке о TRS.2 и в стиле завываний а ля рюс - просрали мол все полимеры и неимеющийаналоговмире а вместо этого заставили американское купить.

В общем вопрос явно муссировался - но на каком уровне проработки - вопрос.

>В любом случае, F это F-105.

А почему не Ф-107? Ультрасейбр. Или Ф-108 - таки Рапира?

>И нет, все дружно приписывают именно Макнамаре вталкивание еще одного Vigilante на палубу

Мак по башке грантой шмяк (реальный случай в Южном вьетнаме в него один подполковник арвиновский гранату кидал а чеку не вынул (не полковники а гавно, чему их только учили блин, на что бабки тратили :) - он как всякий менеджер не особо кокретизировал... Потому фирмы подсовывали уже под высказанное начальством все что нашли. Вот новорожденные "генералы дайнемиковцы" нашли что подсунуть :(


1. Ничего не смыслю в TSR.2. То есть подростком он меня поражал, не теперь. Ну да, Olympus, аналоговое управление, навороченная боевая электроника... но как самолет, облик - не очень. F-111 прекрасен.

И да, всегда следует помнить, что англичане себя хвалят редко. Очень редко. А часто ругают, что не самые лучшие и даже потери были. Нет чтоб без потерь воевать. И секретность, пуще советской иногда.

Думаю, палубник - наведенное из США. Мол, если Grumman сделает чудо. А сделали англичане: Harrier по сию пору на вооружении в США.

Разбирался с Mirage III, историей. Много думал. Американцы превзошли англичан в БРЭО. Французы как-то не переживали, а англичане не могли быть вторыми. Или уж почти ничего - Gnat, или самое.

2. С буквой F вопрос исчерпан. Хоть F-100, что намного уместнее. Занятно, что потом F-111 заменили на F-15, одного с ним поколения.

3. Не люблю сюжеты a la Sgt Bilko. Если разбираться, то решения оказываются чудесно оправданы на западе. Если именно сокращали число типов, а не впихивали вдруг еще парочку. Сокращали не обязательно плохое, иногда надо выбрать любой из трех.

F-111 и F-14 оказались нужны в 70-е, повоевали. И правильно притом, что их потом заменили на простые проекты.
>Ничего не смыслю в TSR.2

Это то же самое что и линкоры типа "Нельсон" - Империя катится к закату, денег нет, а те что выделяют надо тратить очень эффективно и ограниченно, но все же очень хочется показать былой класс, "Британский флот всегда путешествует первым классом" как сказал таки Черчиль по куда более печальному поводу.

Вот и ТСР так - "последний проект империи" как имперский. Возможно потому и не "взлетел", возможно потому и такой странный, возможно потому даже в музеях став экспонатами объекты из этой программы продолжал преследовать злой рок :)

>А часто ругают, что не самые лучшие и даже потери были

Система основного и теневого кабинета в правительстве даже диктует культ критики и самокритики (не поругаешь себя сам - это с удовольствием сделают другие :). У США это то же было пока демократы и республиканцы отличались не только лидерами и тотемными животными :)

>Думаю, палубник - наведенное из США

Да и страдания по поводу - вот есть проект 55000т авианосца на смену стареющим Иглу, Роялу и Викториесу - а парламент денюжек не дает. Может если покажем что есть проект самолета под этот авик - и на авик денег дадут? Джентльмены по крайней мере мы можем попытаться. Благо под резерв обещали же и палубную версию "Ягуара" сделать, "комиссионного самолета" - кстати чем черт не шутит - могла бы быть отличная машина да)

А Харриер отличный пример как здоровая капиталистическая инициатива частной фирмы бьет все госпрограммы. Просто эталонный пример из палаты мер и весов. Кто то с "Хаукера" писал что если бы у них и Ролс-Ройса было бы больше денег они бы "Хариер" не сделали бы. Потому что были бы деньги - вместо четырех сопл стали бы делать отклоняемый воздуховод, разработали бы подьемные движки - "как у всех" и тд и т.п. И погрязли бы в отладке и доводке. А так денег мало - то есть самые простые технические решения

Если бы у них на первом этапе было бы много денег - то самолет мог бы так и остаться наравне с вертикалками Дорнье, Миражом вертикалкой и Ф-12 :)

>Французы как-то не переживали, а англичане не могли быть вторыми.

Франция никогда не была первой державой мира (разве что недолго при Луе 14м - между Карлом 2 и Вилли 3м на британском троен, но думать о луе для республиканца зашквар :) - у них не было фантомных болей про мировое лидерство. А в Британии они были, более того в 1950-1960е еще были настроения что сейчас мол бывшие колонии вроде Индии и Пакистана наиграются в свободу и позовут сагибов взад - помочь разобраться :) Потому надо было быть империей любой ценой и средствами :)

Я бы сказал что от имперских иллюзий их излечили только Фолькленды в 1982м - когда пришло понимание что Великобритания теперь сильная региональная держава. Весьма сильная, крепкая но региональная. Как до Столетней войны.

А за Гнат англичан грех ругать - та в разработке поляки с RWD затесались, из тех кто при советском режиме не ужился :) А значит концепция ероплана подчеркнуто неимперская :)

>Занятно, что потом F-111 заменили на F-15, одного с ним поколения.

Поколения придумали скорее для политиков и рекламы в прессе :) Когда разрабатывали Ф-111 авиаспециалисты такой ересью думаю не страдали - нужен самолет сделаем, нужен самолет ему на замену или дополнение - сделаем а уж какого он поколения и прочие свистелки и перделки - все фигня. Главное выполнить ТТЗ

>Если разбираться, то решения оказываются чудесно оправданы на западе.


Если разбираться всерьез то они и в СССР оказываются вполне оправданы по большей части. Люди вообще в прошлом чаще принимали здравые решения чем нездравые и то что нам кажется нездравым это либо с позиции послезнания либо с позиции нашего незнания подробностей исторического контекста :) ЧУдить правда все одно чудили - но в меру :)

>Если именно сокращали число типов, а не впихивали вдруг еще парочку.

Ну сокращение числа типов это как бы мейнстрим еще с ВТОРОЙ мировой войны. Вспомним "ван ман арсенал" - единый палубный самолет на все задачи... Оттуда ведь пошло да.

>F-111 и F-14 оказались нужны в 70-е, повоевали. И правильно притом, что их потом заменили на простые проекты.

А что бы не повоевать. За 1986й год в СССР Ф-111 надо памятник ставить - мозги ПВОшникам промыли знатно :)
















а это разные проекты

F-117 это первый стелс проект Локхидов

А F-19 это гипотетический проект ему на замену - по наиболее распространенной (но не ясно достоверной ли) версии это один из вариантов SR-75/91 Aurora которая то же не пойми то ли сказка то ли реальная программа...