я

Долгий звездопад

P80-1_300.jpg

Ровно 75 лет назад, 8 января 1944 года, впервые поднялся в воздух ХР-80 - опытный экземпляр самолета P-80 Shooting Star - первого американского крупносерийного реактивного истребителя. ХР-80 создавался в обстановке такой строгой секретности, что из 130 человек, работавших над проектом, только пятеро знали, что они разрабатывают реактивную машину. Во всяком случае, так написано в англопедии, хотя, по-моему, это похоже на бред.

Боевое крещение Р-80, переименованного F-80, прошло в Корее, причем именно там 1 ноября 1950 года состоялся первый в истории воздушный бой между реактивными истребителями, в котором советский пилот МиГ-15 Семен Хоминых сбил F-80 под управлением майора Фрэнка Ван Сикла. Американский летчик погиб. А 8 ноября пилот F-80 лейтенант Рассел Браун заявил, что он якобы сбил МиГ-15, но наши эту победу не подтверждают.

Всего же, пилоты F-80, воевавшие в Корее, претендуют на 17 воздушных побед (6 Ил-10, 1 Ла-7 (?), 8 Як-9 и 3 МиГ-15). Собственные боевые потери, признанные американцами, -  127 самолетов, из них 14 - в воздушных боях, а остальные - от зенитного огня.

Р-80 интересен, прежде всего, тем, что его двухместная учебно-тренировочная версия Т-33, которая появилась в 1948 году, оказалась гораздо более удачной, распространенной и массовой, чем оригинал. Р-80 был растиражирован в количестве 1732 экземпляра и уже в 1950 году - снят с производства как морально устаревший, а Т-33 было сделано 6557 штук, то есть, почти в 4 раза больше. Производство Т-33 продолжалось вплоть до начала 1960-х годов. Пожалуй, это единственный подобный пример в мировой практике.

В американских ВВС Т-33 применялись до 1975 года, в Национальной Гвардии США - до 1997-го, а в военно-пилотажной группе Thunderbirds - до конца "нулевых" годов. В Канаде лицензионные Т-33 (СТ-33) местного производства оставались на вооружении до 2005 года, а в Боливии они были списаны лишь в июле 2017-го. Канадские Т-33 поступили в Боливию в 1957 году, то есть, они оставались в строю ровно 60 лет. Этот рекорд долгожительства в реактивной авиации пока не побит.

Т-33 и СТ-33 состояли на вооружении более чем в 40 странах, причем не только как УТС, но и в качестве истребителей, разведчиков и ударных машин с ракетными и бомбовыми подвесками. В 1961 году, во время провального вторжения американских наемников на Кубу, кубинские пилоты на Т-33 сбили четыре американских бомбардировщика А-26 "Инвэйдер", осуществлявших воздушную поддержку морского десанта в заливе Кочинос.

d06bcc551f3361253cff74fdd4735a3f copy.jpg
Прототип ХР-80 в полете.

050317-F-1234P-035.JPG
Р-80 в варианте истребителя-бомбардировщика с подвесными топливными баками на концах крыла и 500-фунтовыми (227-кг) бомбами под крылом.

NASM-SI-94-13979.jpg
Четверка F-80 в групповом полете.

11db67cb3206796f2e7b5e9cfd62cc0c.jpg
F-80 из 56-го авиакрыла ВВС США, которое в 1948 году базировалось в американской оккупационной зоне Западной Германии. На борту нарисованы флажки тех стран, в которых побывала эта машина.

Thunderbirds_Lockheed_T-33_Shooting_Star,_Chino,_California-2007.jpg
Т-33 пилотажной эскадрильи "Тандербердс", снимок 2007 года.

1363049.jpg
Боливийский Т-33 в декоративной окраске, посвященной 50-летию его службы в ВВС этой страны.

85f6ed3c6f3c9a6680bbd549d70af798.jpg
Окраска одного из последних боливийских Т-33, списанных в 2017 году.
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Вооот. Копнешь, а там Румын. И все учились во Франции, а работали на Bristol (я тут фантазирую-обобщаю).

Из недавних вики-открыток цитата:

ISAE-SUPAERO (ENSICA and SUPAERO) Famous alumni
Here is a list of some notable alumni:

Raoul Badin, S-1910, one of the main inventors of the airspeed indicator and forefather of instrument flying.
Henri Coandă, S-1910, discovered the Coandă Effect.
Henry Potez, S-1911, founder of the Potez airplanes company.
Mikhail Gurevich, S-1913, founder of MiG
Marcel Bloch-Dassault, S-1913, founder of the Dassault airplanes company.
André Couzinet, S-1925, conceived the Arc-en-Ciel (the mythical plane flown by Jean Mermoz), and also invented the retractable landing gear and the modern yoke.

Отсюда:
en.wikipedia.org/wiki/Institut_supérieur_de_l%27aéronautique_et_de_l%27espace

Гуревича я вставил. Он не окончил, но очень хотел. Забавно, что основатели МИГ и Дассо однокашники. Там и Картвелли был только что, но кто-то его вычеркнул. Не достоин. Сейчас я им точку-то поставлю.

Спасибо. Я видел на автомобилях, правда кольцо там не аэродинамичное, ограждение. Тут похоже на физику.

Edited at 2019-01-18 11:25 pm (UTC)
>Вооот. Копнешь, а там Румын.

Во во - и про то как учат во французских школах еще наш академик Крылов писал :)

>Спасибо. Я видел на автомобилях, правда кольцо там не аэродинамичное, ограждение. Тут похоже на физику.

Начали с ограждения а потом такой профиляж пошел только держись:



Геликрон - кольцо профилированное. Увы это реплика, подлинник сгорел.


немцы - Шлёрваген (он правда конец 1930х а автор работал в СССР как пишут причем по аэросаням, а в войну пытался развернуть выпуск аэросаней в рейхе)

Тут вообще профили многогранником:




Ну и просто по приколу - почти туннель: такси в Берлине = 1922й


Последняя шляпная шинковка заворожила. Умели и могли. Здесь все прекрасно, как должно быть: и рессоры, и спицы, и виброкресло пассажира.
немцы. Мастерство в инжиниринге не пропьешь.
О немцах und technik. Недавно, чтоб понять самому, перевел главы о биографии Шмюда, который Mustang да Sabre. У меня в журнале неделю назад семь глав. Поразительно. Про немцев, австрийцев, бразильцев и американцев.

В итоге, у меня поменялся герой, теперь это Голландец, который американец. А переводить взялся, потому что я ошибочно записал Шмюда в евреи, и мне на это строго указали.

Теперь придется вики править и о Шмюде.