Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Дрались до последнего



115 лет назад, 10 марта 1904 года (по новому стилю) в неравном бою с четырьмя японскими эскадренными миноносцами у мыса Лаотешан геройски погиб русский эсминец "Стерегущий". Команда "Стерегущего" сражалась до последней возможности. Когда на обездвиженный и прекративший огонь миноносец взошла японская абордажная партия, она обнаружила, что из 53 членов экипажа "Стерегущего" в живых осталось только четверо матросов, из них трое раненых.

Погиб командир корабля лейтенант А.С. Сергеев и все его офицеры. Эсминец, получивший несколько десятков снарядов, был разбит настолько, что попытка японцев увести его на буксире не увенчалась успехом и через несколько минут он затонул от многочисленных пробоин.

Героизм и самопожертвование экипажа "Стерегущего" не вызывают сомнений и резко контрастирует с гораздо более распиаренным боем крейсера "Варяг" и его командира Руднева, который после первых же попаданий отказался от попытки прорыва, приказал поворачивать обратно в безопасную гавань и там затопил свой корабль, отнюдь не потерявший боеспособность.

"Стерегущий" сражался не только более храбро, но и более умело, сумев добиться целого ряда попаданий и нанести врагу ощутимый урон. В частности, флагманский миноносец "Акэбоно" получил не менее двух 75-миллиметровых снарядов, один из которых пробил борт у ватерлинии, вызвав затопление офицерских кают и кормового снарядного погреба, а второй попал в угольный бункер. Из-за этих повреждений "Акэбоно" был вынужден выйти из боя. Четверо членов экипажа получили ранения, двое из них - тяжелые.

На миноносце "Садзанами" один матрос был убит и один - тяжело ранен, а на миноносце "Синономэ" двое моряков получили серьезные ранения. Только четвертый корабль японского отряда - миноносец "Усугумо" избежал потерь в экипаже. Про снаряды "Стерегущего" японцы уже не шутили (как про снаряды "Варяга" и "Корейца"), что они "опасны только для рыб", хотя, это были всего лишь легкие 47- миллиметровые и 75-миллиметровые снарядики, а не шести- и восьмидюймовые "чемоданы".

В общем, моряки "Стерегущего" до конца выполнили свой воинский долг. И по-моему, вовсе не надо было "украшать" их подвиг вымышленной историей о том, что они якобы сами затопили свой корабль под угрозой захвата неприятелем, "открыв кингстоны", поскольку на миноносцах класса "Сокол", к которому относился "Стерегущий", никаких кингстонов просто не было.

В 1911 году этот миф про кингстоны был воплощен в памятнике, установленном в центре Санкт-Петербурга, и с тех пор живет самостоятельной жизнью, как и многие другие исторические мифы, давно заменившие в массовом сознании реальную историю.


"Стерегущий" на почтовой открытке начала XX века.


Прорисовка эсминца "Стерегущий" в окраске 1904 года.

Один из участников боя со "Стерегущим" - японский эсминец "Садзанами".

Прорисовка японской схемы повреждений эсминца "Акэбоно". Крупными пятнами помечены снарядные пробоины, мелкими - осколочные.


Торжественное открытие памятника "Стерегущему", снимок 1911 года.
Tags: История, Россия, Япония, мистификации, пропаганда, русско-японская война, флот
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 147 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Скажем спасибо Макарову, который уверенно просерал флот, за что его ,видимо,и восхвалили в СССР.
малолетние хисторианы не в курсе что адмирал Макаров возглавил ТОФ только за 2 дня до событий

timkaru

2 months ago

doktoraikasap

2 months ago

bambi_simbam

2 months ago

Vad Yashi

2 months ago

bambi_simbam

2 months ago

fvl1_01

2 months ago

bambi_simbam

2 months ago

fvl1_01

2 months ago

bambi_simbam

2 months ago

fvl1_01

2 months ago

bambi_simbam

2 months ago

"Сазанами", если память не изменяет, Рожественского пленил?

А так - тот самый случай, когда реальные события не менее героические, чем показывает историография
Торжественное водружение русского знамени над резиденцией японского микадо!
>она обнаружила, что из 53 членов экипажа "Стерегущего" в живых осталось только четверо матросов, из них трое раненых.

На самом деле двоих моряков "Стерегущего" подняли из воды, так что на самом корабле нашли только двоих моряков из машинной команды.

>через несколько минут он затонул от многочисленных пробоин.

Тонул он заметно дольше. Японцы успели начать его буксировать, потом оборвался трос, они хотели завести якорную цепь, но тут показались наши крейсера и они миноносец бросили, после чего он затонул примерно через полчаса.
Окей, уточнения принимаются.
Спасибо, интересно

Книгу про Стерегущий, как сейчас помню, толстую, читал ещё в классе седьмом.

А вот такого отличного фото миноносца - не видел
Очевидно, эту фотографию недавно отыскали.

chervonec_001

2 months ago

vikond65

2 months ago

Очень подробно на эту тему в альманахе "Гангут" №4.
"Классическая" версия гибели "Стерегущего" появилась в газете "Новое время" от12.04.1904, которая, в свою очередь ссылалась на статью в английской "Таймс" ("... наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах".)
Интересно, а в "Таймсе" это откуда? Кстати, уж кто-кто, а англичане должны были знать, что на "Стерегущем" нет кингстонов, ведь это же английский проект фирмы "Ярроу".

komarov21

2 months ago

vikond65

2 months ago

komarov21

2 months ago

vikond65

2 months ago

komarov21

2 months ago

vikond65

2 months ago

komarov21

2 months ago

alan_a_skaz

2 months ago

Дурацкий миф про кингстоны выдумал английский журналист. А экипажам Стерегущего и Страшного вечная память и слава!

Документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота, позволили установить имена героев-матросов, открывших кингстоны и затопивших корабль.
В последние минуты боя умирающий машинный квартирмейстер Бухаров, узнав от матросов Новикова и Осинина, что к «Стерегущему» подходит японская шлюпка, спросил: «Открыли ли кингстоны?» Новиков ответил, что нет. Тогда Бухаров стал требовать, чтобы Новиков скорее открыл кингстоны. Матрос Василий Новиков спустился вниз и открыл кингстоны. «После чего пошла сильная вода,— пишет Осинин,— а мы стали ожидать с чистой совестью смерти, так как что могли, сделали».
https://flot.com/publications/books/shelf/heroicships/36.htm?print=Y

Это придумал английский журналист?

fvl1_01

2 months ago

vikond65

2 months ago

fvl1_01

2 months ago

vikond65

2 months ago

fvl1_01

2 months ago

vikond65

2 months ago

fvl1_01

2 months ago

vikond65

2 months ago

alan_a_skaz

2 months ago

Можем повторить этой сраной подпендосной Японии еще раз! И на этот раз у нас точно будут кингстоуны!
Имя:
greatham
Дата рождения:
31 мая
Местонахождение:
Ukraine


Ну что, повторяйте :-)

alan_a_skaz

2 months ago

Рудневу надо было топить "Корейца", без этого тихоходного недоразумения он бы смог прорваться. Но власти на это у него небыло.
А топить "Варяга" и взрывать "Корейца" у него власть была?

voilin

2 months ago

Dmitry Panin

2 months ago

vikond65

2 months ago

voilin

2 months ago

Dmitry Panin

2 months ago

vikond65

2 months ago

biber550

March 11 2019, 04:17:31 UTC 2 months ago Edited:  March 11 2019, 04:18:15 UTC

Жаль не нашёл в завалах компа, но Того лично написал письмо жене капитана Стерегущего, с рассказом о мужестве и героической гибели её мужа.
Сколько раз уже разжёвывалось, что у "Варяга" не было ни одного шанса уйти из Чемульпо. Из-за сложности выхода на внешний рейд, из-за хронических поломок паровых котлов и невозможности давать полный ход, из-за грамотной блокировки японцами.
Шел бы на максимально возможной скорости - ушел бы запросто. На ходовых испытаниях, проведенных осенью 1903 года, он 3 часа держал скорость 21,5 узла, потом начали греться подшипники и скорость пришлось снизить до 17 узлов. Но 3 часа - более чем достаточно, чтобы оторваться от японцев, у которых ни один корабль не выдавал больше 20 узлов. Тем более, что к моменту выхода "Варяга" японцы стояли на якорях с заглушенными машинами и им требовалось не менее часа на поднятие давления в котлах и на разгон до максимума. "Хронические поломки котлов" - сказка, выдуманная для отмазки.
Никаких сложностей выхода на внешний рейд не было, фарватер там прямой как линейка, это уже миллион раз разбирали по картам.

Vad Yashi

2 months ago

vikond65

2 months ago

alan_a_skaz

2 months ago

Первое фото Апостоли - ошибка. Это миноносец типа Буйный. Хорошо виден носовой минный аппарат. Причём фото с испытаний. Орудия ещё не установлены.

http://wiki.gcdn.co/images/9/9f/D_%D0%91%D1%83%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9_01.jpeg
То-то я смотрю, в нем что-то не то. :)
Спасибо! А откуда подробности по попаданиям и потерям у японцев? У Грибовского и Афонина конкретики по потерям нет, в "Мэйдзи" - чуть подробней, но не так, как у Вас.

С Цусимского форума. К сожалению, ссылку я не сохранил. Но, ЕМНИП, у Вас же когда-то была заметка про "Стерегущего" с примерно теми же японскими цифрами.

naval_manual

2 months ago

alan_a_skaz

2 months ago

Интересно, спасибо.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →