я

Почему корова не взлетела



103 года назад, 13 марта 1916 года вышел на испытания гигантский аэроплан авиаконструктора В.А. Слесарева "Святогор" - самый крупный летательный аппарат, построенный в Российской Империи. К сожалению, конструкция его была неудачной, а судьба - незавидной. Как известно, Святогор это богатырь-великан из древнерусских былин, умерший от натуги, пытаясь на спор с другим богатырем Микулой Селяниновичем поднять волшебную сумку, в которой была заключена "вся тяжесть земная".

Неизвестно, о чем думал августейший шеф российской авиации великий князь Александр Михайлович, приказавший назвать "Святогором" новый тяжелый бомбардировщик, но это символичное название оказалось пророческим. Несмотря на все усилия Слесарева и огромные денежные средства, вложенные в проект, "Святогор" так и не смог оторваться от земли.

Слесарев, пользовавшийся покровительством великого князя, получил диплом инженера в Германии и считал себя большим знатоком авиации, хотя до постройки "Святогора" ни одного самолета не спроектировал. Создателя "Ильи Муромца" Игоря Сикорского он презрительно называл дилетантом. Однако даже самый престижный диплом не может заменить инженерного таланта и практических навыков. Слесарев ошибочно полагал, что двух моторов общей мощностью всего в 400 лошадиных сил будет достаточно для полетов огромного аэроплана с размахом верхнего крыла в 36 метров и массой более шести с половиной тонн.

Вдобавок он применил на "Святогоре" ущербную схему силовой установки с размещением двигателей в фюзеляже и ременными приводами к винтам, укрепленным между крыльями. На испытаниях эти кожаные ремни постоянно растягивались, рвались, проскальзывали и не обеспечивали в должной мере передачу усилий от моторов к пропеллерам. Таким образом, реальная мощность силовой установки была даже не 400 сил, а гораздо меньше.

Вот как описывает испытания "Святогора" очевидец этих событий летчик Сергей Никольской:
"В кабину «Святогора» зашли штабс-капитан Горшков (летчик-испытатель, прим. авт.), Слесарев, механик и моторист. Заработали моторы. Штабс-капитан уверенно повел машину.
«Святогор» выкатился из ангара и побежал по аэродрому.
Сперва корабль шел против ветра. Аэродром закончился, а самолет все ехал и не взлетал.
Горшков развернул аппарат по ветру и снова повел его на взлет.
И снова «Святогор» не оторвался от земли.
Четыре раза пробовал Горшков поднять аппарат в воздух. Затем повернулся к Слесареву и попросту объявил ему: Ваша корова не полетит! Позвольте откланяться".


Горшков оказался прав. Все дальнейшие попытки взлета выглядели точно так же, поскольку энерговооруженность аэроплана была слишком мала. История закончилось тем, что в ноябре при очередной пробежке "Святогор" сломал шасси. Поскольку бесперспективность проекта была уже очевидна, денег на ремонт машины не выделили, ее просто разобрали и оттащили на край летного поля, где она постепенно сгнила.

Судьба самого Слесарева оказалась не менее печальной, чем участь его детища. В 1921 году в возрасте 37 лет он был застрелен в собственной петроградской квартире. Согласно официальной версии следствия, его убила из ревности бывшая любовница, некая Ксения Троц.

К сказанному можно добавить, что размещение двигателей тяжелых многомоторных самолетов внутри фюзеляжа широко практиковали немецкие авиаконструкторы времен Первой мировой войны. По этой схеме строились бомбардировщики фирм DFW, "Линке-Хоффман" и "Сименс-Шуккерт", а также австрийские прототипы Рихарда фон Мизеса. Она позволяла обслуживать, а при необходимости - ремонтировать двигатели в полете, что при относительно низкой надежности тогдашних моторов было важным преимуществом. Кроме того, за счет отсутствия мотогондол получался выигрыш в аэродинамике.

Однако ни на одной из этих машин не применялись ременные передачи. Немцы понимали, что ремни годятся только для мотоциклов, заводских станков и сельских локомобилей, а для агрегатов мощностью в сотни лошадиных сил они абсолютно неприемлемы. На всех германских бомбардировщиках с центральной силовой установкой стояли шестеренчатые редукторы и карданные валы. Конечно, они были гораздо сложнее, тяжелее и дороже, чем ремни с деревянными шкивами, но зато они обеспечивали нормальную передачу мощности к винтам.

Поэтому немецкие бомбардировщики подобной схемы нормально летали, а некоторые из них даже применялись на фронте, в частности, "Сименс-Шуккерты" в 1917 году бомбили Ригу.
На заставке - Слесарев возле "Святогора" и сам былинный Святогор, пытающийся поднять неподъемную суму, которая его сгубила.




"Святогор" на Комендантском аэродроме Петрограда летом 1916 года.


Чертежи "Святогора".


Постройка "Святогора" на петроградском авиазаводе В.А. Лебедева.


Передняя часть "Святогора" вблизи. Размеры машины впечатляют.


"Святогор" в ходе разборки после аварии. Консоли крыльев и винты уже демонтированы. Хорошо видна сломанная тележка шасси (хотя, при таких размерах ее уместнее назвать "телегой"), а также - шкив и ремень трансмиссии.
promo vikond65 июнь 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Шасси гигантских размеров, но это один из первых вариантов шасси с передней стойкой! При чем в отношении аэродинамики самолет однозначно более прогрессивный чем Илья Муромец, но силовая установка просто жуть. Ему кстати настоятельно советовали установить двигатели на крыле, но конструктор уперся рогом и не шел ни на какие компромиссы. Ему бы шасси по типу Илья Муромца и мощные двигатели на крыле и мог получится хороший самолет. Интетесно, а тогда руководству не приходили в голову мысли снять конструктора и назначить на машину нового? Все тогда через одно место делали.

Edited at 2019-03-13 06:03 pm (UTC)
Интересно, что большие русские самолёты имели закрытую кабину для пилотов, что было редкостью до середину 30- х годов. Кабина пилотов очень напоминает гондолы дирижаблей, не копировали ли Сикорский и Слесарев их?
Для меня самый удивительный самолёт ПМВ, это немецкий однопропеллерный самолёт- биплан с 4- мя моторами в фюзеляже Линке- Гофман Р2.
считал себя большим знатоком авиации, хотя до постройки "Святогора" ни одного самолета не спроектировал.
++++++++

он был серьезным грамотным специалистом, но только в аэродинамике. Сидел бы спокойно в своей лаборатории, очень приличной, кстати, по тем временам...
С точки зрения аэродинамики "Святогор" выглядит неплохо, по тем временам, но зачем Слесарев ему такое адское шасси присобачил, которое, к тому же, оказалось еще и непрочным?
Ременную передачу стали пытаться установить после того как жесткую сделать не получилось.


Еще до получения положительного заключения комиссии Н.Е.Жуковского, Слесарев сумел изыскать дополнительные денежные средства, благодаря чему полностью закончил монтаж силовой установки и в марте 1916 года вывел самолет на Корпусной аэродром. Последующие наземные испытания выявили недостатки жесткой передачи крутящих усилий от двигателей на воздушные винты. Конструктор поочередно заменял передачу на канатную, ременную и тросовую. Эксперименты продолжались до осени.

А "корова" бы взлетела если бы двигатели были расчетной мощности 300 л.с. х2

В создавшихся условиях решили провести экспертизу «по рассмотрению аэродинамических расчетов аэроплана Слесарева», которую поручили московскому профессору Н.Е.Жуковскому. Для этого создали комиссию, в которую также вошли В.П.Ветчинкин и Г.И.Лукьянов. В результате тщательного исследования, согласно протокола от 11 мая 1916 года: «Комиссия единогласно пришла к выводу, что полет аэроплана Слесарева при полной нагрузке 6,5 т при скорости 114 км/час является возможным, а посему окончание постройки аппарата Слесарева является желательным».
НЕЖ был со Слесаревым в отличных отношениях, знаний по сопротивлениям тогда было маловато, и это в общем было пока еще искусством, а не полностью наукой. Поэтому они просто исходя из благорасположенности к конструктору могли выдать положительное заключение. а в реальности может и 2х300 не хватило бы, кто знает...
вечно наших "гениев" тянуло на "нечто невообразимое". То танк Лебедева, то это убожище. Лучше бы сделали что то вроде DH4
Под ДХ-4 у нас моторов не было. Единственный более-менее мощный движок, который выпускался в царской России товарных количествах, - 150-сильный "Сальмсон", а на ДХ-4 стоял 375-сильный "Игл" или 400-сильный "Либерти". Как говорится, почувствуйте разницу. С мотором в 150 лошадиных сил ничего похожего на ДХ-4 сделать невозможно в принципе. Уж не говоря о том, что "Сальмсон", в отличие от "Игла" и "Либерти", был не рядным, а звездообразным (но при этом - с жидкостным охлаждением!), что далеко не лучшим образом влияло на аэродинамику.
С "Сальмсоном" можно было в лучшем случае сделать что-то вроде "Анасаля", вот у нас его и сделали.
Нет, а почему не взяли хотя бы цепную передачу?
Очевидно, ниасилили. Сделать длинную (и при этом не слишком тяжелую) цепь, способную долго выдерживать усилие в 200 л.с., - задачка непростая. На ранних самолетах цепные передачи иногда применялись, но только в сочетании с относительно маломощными движками, не более 50-70 л.с.
Похоже на то,что у Слесарева были комплексы по поводу размеров..ээ..органа.Поэтому в гигантизм тянуло.)).Кстати,смерть от рук любовницы как бы намекает.
Ну, судя по тому, что любовница приревновала, с этим делом у него было всё нормально.
Благодарю, первый раз увидел "вживую" (в смысле на фото) это чудо - просто никогда им не интересовался, так как знал что не взлетел. Выглядит просто ужасно, хотя сам фюзеляж интересный.
Судя по рисунку богатыря Святогора - победили ЛЯМКИ той сумки.
Вообще-то сумку с тягой земной пытался поднять Илья Муромец. Не помер, но по колена угряз. А Святогор погиб, когда вместе с тем же Ильёй нашёл на горе красивый гроб, да лёг в нём покрасоваться.
"Встреча с Микулой Селяниновичем завершается гибелью Святогора. Он не может поднять суму Микулы. Перед смертью Святогор узнает, что в суме находится «тяга земная»". (С)
https://history.wikireading.ru/70630
Вот как. И чего тогда неудачную машину упомянули в большой советской энциклопедии...
ЕМНИП, там не было написано, что она неудачная.
Мэтр, очень бы хотелось узнать Ваше отношение к истории гибели Слесарева.В желтой прессе КсениюТроц связывают и с Зиновьевым , и даже...с германской разведкой.Кстати, как Вы объясняете прекращение показа сериала"Крылья империи"?
///////////Мэтр, очень бы хотелось узнать Ваше отношение к истории гибели Слесарева.

Уж поверьте, что никакого отношения к гибели Слесарева я не имею. :)

//////////В желтой прессе КсениюТроц связывают и с Зиновьевым , и даже...с германской разведкой.

Первый раз про слышу. По-моему, это похоже на бред.

//////////Кстати, как Вы объясняете прекращение показа сериала"Крылья империи"?

Понятия не имею. Фильм я не смотрел, но, судя по трейлеру и описаниям сюжета, он дурацкий. Может, потому и прекратили?