Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Category:

Тяжелый груз смерти



Ровно 45 лет назад, 22 марта 1974 года, у юго-восточного побережья Японии внезапно затонул теплоход "Тикси" - крупнейшее сухогрузное судно Дальневосточного морского пароходства. Из 45 человек команды, среди которых было семь женщин, спастись не удалось никому. В 19.55 "Тикси" отправил последнюю радиограмму на аварийной частоте, сообщив, что при развороте судна возник опасный крен в 25 градусов, который не удается парировать затоплением противоположных отсеков. После этого связь прервалась.

На следующий день место гибели судна обнаружил японский поисково-спасательный вертолет. С него доложили, что внизу видны плавающие обломки и тела членов экипажа, вокруг которых буквально кишат акулы, а вода - красная от крови. Еще через несколько часов к месту трагедии подошли советские теплоходы "Минусинск" и "Пестово". На них удалось поднять 14 тел, изуродованных акульими зубами настолько, что впоследствии ни одно не смогли опознать.

"Тикси" осуществлял регулярные коммерческие перевозки между иностранными тихоокеанскими портами, нарабатывая валюту для советского государства. В последнем рейсе он вез тальковую руду из Австралии в Японию. При этом в его трюмы загрузили на тысячу тонн больше предельной грузоподъемности. Это закономерно привело к критическому снижению боковой устойчивости. Наиболее вероятная причина катастрофы - смещение груза во время разворота из-за центробежной силы, к которой, возможно, добавилась боковая волна.

Из-за сползания груза судно накренилось, а потом - опрокинулось, причем произошло это так быстро, что экипаж не успел спустить спасательные шлюпки. Если бы "Тикси" был загружен по нормативу, скорее всего, это бы не случилось, но капитан, желая заработать побольше, очевидно, решил рискнуть.

Как было принято в СССР, катастрофу немедленно засекретили, о ней ничего не сообщалось ни в печатных, ни в электронных СМИ. Похороны членов экипажа прошли во Владивостоке открыто и при большом стечении народа, но даже местные газеты и радиостанции, получив соответствующее указание, хранили на эту тему гробовое молчание.

В то же время в других странах гибель "Тикси" широко освещалась в прессе, а советские люди узнали о ней из "вражеских радиоголосов", либо - от родственников и знакомых, живших в столице Приморья. Но, разумеется, узнали далеко не все. Рассекретили эту информацию только спустя полтора десятилетия, во времена перестройки и гласности.


Экипаж "Тикси" и маршрут его последнего рейса.


Любительский фотоснимок похорон погибших моряков.

Интересно, что ровно через 5 лет, 22 марта 1979 года на другом конце Союза, в Латвии, произошла еще одна засекреченная катастрофа, тоже вызванная грубым нарушением правил грузоперевозок, но произошла она не на море, а в воздухе. При заходе на посадку в аэропорту Лиепаи разбился авиалайнер Ту-134. Хотя это был чисто пассажирский самолет, в последнем рейсе его использовали в качестве грузового, разместив в салоне восемь тонн радиодеталей для местного радиозавода "Коммутатор".

Неизвестно, чем была вызвана такая спешка, вынудившая везти "железки" реактивным самолетом, да еще и задействовать для этого пассажирский борт. Во всяком случае, документы на сей счет до сих пор не обнародованы. Однако известно, что самолет был перегружен более чем на 750 кг, кроме того, укладка груза производилась без учета центровки, из за чего все самые тяжелые ящики оказались в носу. К тому же, груз не был закреплен, так как на пассажирской машине никаких крепежных средств не предусмотрено.

При снижении перед посадкой, ящики, вероятно, еще больше сместились вперед, отчего управляемость самолета резко ухудшилось и он начал "клевать носом". Посадка проходила в сложных метеоусловиях, при плохой видимости, поэтому экипаж слишком поздно заметил, что лайнер промахивается мимо полосы. Летчики попытались вновь набрать высоту, чтобы зайти на второй круг, но машина не слушалась. На высоте 10-12 метров самолет врезался в деревья и развалился на куски. Погибли четверо из пяти членов экипажа, выжил только бортмеханик.



Об этом инциденте советские граждане (кроме тех, кого он непосредственно затронул) тоже узнали лишь спустя много лет, поскольку заботливое партийное руководство тщательно оберегало их от любой негативной информации, а советские СМИ широко и подробно освещали лишь те катастрофы, которые происходили в "загнивающем мире чистогана".
Tags: История, СССР, авиация, катастрофы, политика, флот
Subscribe
Buy for 30 tokens
Вы можете спросить: а какое нам вообще дело до проблем Башнефти? А я вам отвечу – прямое! Башнефть, если кто не в курсе, это основной поставщик денег в бюджет Республики Башкортостан. Упадет доля рынка, упадут продажи и прибыль. Упадет прибыль – упадет количество налогов в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 156 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →