Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Тяжелый груз смерти



Ровно 45 лет назад, 22 марта 1974 года, у юго-восточного побережья Японии внезапно затонул теплоход "Тикси" - крупнейшее сухогрузное судно Дальневосточного морского пароходства. Из 45 человек команды, среди которых было семь женщин, спастись не удалось никому. В 19.55 "Тикси" отправил последнюю радиограмму на аварийной частоте, сообщив, что при развороте судна возник опасный крен в 25 градусов, который не удается парировать затоплением противоположных отсеков. После этого связь прервалась.

На следующий день место гибели судна обнаружил японский поисково-спасательный вертолет. С него доложили, что внизу видны плавающие обломки и тела членов экипажа, вокруг которых буквально кишат акулы, а вода - красная от крови. Еще через несколько часов к месту трагедии подошли советские теплоходы "Минусинск" и "Пестово". На них удалось поднять 14 тел, изуродованных акульими зубами настолько, что впоследствии ни одно не смогли опознать.

"Тикси" осуществлял регулярные коммерческие перевозки между иностранными тихоокеанскими портами, нарабатывая валюту для советского государства. В последнем рейсе он вез тальковую руду из Австралии в Японию. При этом в его трюмы загрузили на тысячу тонн больше предельной грузоподъемности. Это закономерно привело к критическому снижению боковой устойчивости. Наиболее вероятная причина катастрофы - смещение груза во время разворота из-за центробежной силы, к которой, возможно, добавилась боковая волна.

Из-за сползания груза судно накренилось, а потом - опрокинулось, причем произошло это так быстро, что экипаж не успел спустить спасательные шлюпки. Если бы "Тикси" был загружен по нормативу, скорее всего, это бы не случилось, но капитан, желая заработать побольше, очевидно, решил рискнуть.

Как было принято в СССР, катастрофу немедленно засекретили, о ней ничего не сообщалось ни в печатных, ни в электронных СМИ. Похороны членов экипажа прошли во Владивостоке открыто и при большом стечении народа, но даже местные газеты и радиостанции, получив соответствующее указание, хранили на эту тему гробовое молчание.

В то же время в других странах гибель "Тикси" широко освещалась в прессе, а советские люди узнали о ней из "вражеских радиоголосов", либо - от родственников и знакомых, живших в столице Приморья. Но, разумеется, узнали далеко не все. Рассекретили эту информацию только спустя полтора десятилетия, во времена перестройки и гласности.


Экипаж "Тикси" и маршрут его последнего рейса.


Любительский фотоснимок похорон погибших моряков.

Интересно, что ровно через 5 лет, 22 марта 1979 года на другом конце Союза, в Латвии, произошла еще одна засекреченная катастрофа, тоже вызванная грубым нарушением правил грузоперевозок, но произошла она не на море, а в воздухе. При заходе на посадку в аэропорту Лиепаи разбился авиалайнер Ту-134. Хотя это был чисто пассажирский самолет, в последнем рейсе его использовали в качестве грузового, разместив в салоне восемь тонн радиодеталей для местного радиозавода "Коммутатор".

Неизвестно, чем была вызвана такая спешка, вынудившая везти "железки" реактивным самолетом, да еще и задействовать для этого пассажирский борт. Во всяком случае, документы на сей счет до сих пор не обнародованы. Однако известно, что самолет был перегружен более чем на 750 кг, кроме того, укладка груза производилась без учета центровки, из за чего все самые тяжелые ящики оказались в носу. К тому же, груз не был закреплен, так как на пассажирской машине никаких крепежных средств не предусмотрено.

При снижении перед посадкой, ящики, вероятно, еще больше сместились вперед, отчего управляемость самолета резко ухудшилось и он начал "клевать носом". Посадка проходила в сложных метеоусловиях, при плохой видимости, поэтому экипаж слишком поздно заметил, что лайнер промахивается мимо полосы. Летчики попытались вновь набрать высоту, чтобы зайти на второй круг, но машина не слушалась. На высоте 10-12 метров самолет врезался в деревья и развалился на куски. Погибли четверо из пяти членов экипажа, выжил только бортмеханик.



Об этом инциденте советские граждане (кроме тех, кого он непосредственно затронул) тоже узнали лишь спустя много лет, поскольку заботливое партийное руководство тщательно оберегало их от любой негативной информации, а советские СМИ широко и подробно освещали лишь те катастрофы, которые происходили в "загнивающем мире чистогана".
Tags: История, СССР, авиация, катастрофы, политика, флот
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 154 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Лиепая - это Латвия.
Точно, спасибо. :)
Зачем советские дегенераты секретили все и вся? Мне батя рассказывал - японцы приехали во Владик и стали раздавать на научной конференции карты Дальнего Востока, так местный КГБшный дурачок у всех русских эти карты отобрал и потом пытался подписку взять о неразглашении. Дескать такие карты секретные. То есть за границей все все знали - а от своих все прятали.
Теория Галковского что советская помойка была криптоколонией после таких рассказов приобретает смысл.
В Ленинградском клубе туристов гэбуха периодически шерстила отчеты о путешествиях.

vikond65

2 months ago

Vodopianov

2 months ago

vikond65

2 months ago

zloykin

2 months ago

Не знаю, что за катастрофа была, но отец рассказывал, как идущий в японию лесовоз перевернулся и затонул. Он шел буквально на несколько часов впереди отца. Время примерно тоже самое, начало 70-х. Везли лес в Японию, стране нужна была валюта, гнали план перегрузами. Однокурсники его погибли, когда подошли, только бревна плавали.


Ещё он работал с мужиком, который попал под обстрел на рейде Ханоя. Американцы атаковали стоящего рядом въетнамца, а наших краем задело. Кажется один погиб, а этому почку удалили.

Много тогда было засекреченных катастроф. И так хорошо секретили, что некоторые, жившие в те годы, до сих пор уверены, будто в СССР была тишь да гладь, да божья благодать.

neoptolem

2 months ago

worobioff_ku

2 months ago

karbyt

2 months ago

vikond65

2 months ago

karbyt

2 months ago

vikond65

2 months ago

karbyt

2 months ago

vikond65

2 months ago

karbyt

2 months ago

vikond65

2 months ago

sedov_05

2 months ago

vikond65

2 months ago

uldorthecursed

2 months ago

vikond65

2 months ago

uldorthecursed

2 months ago

vikond65

2 months ago

Pedro Zurita

2 months ago

Anabax Anabax

2 months ago

Ну если только для кого-то до сих пор жить по
лжи — «разумная политика»...
Это не единственная катастрофа такого рода. Помню историю про сухогруз, шедший с брёвнами в Японию. От смещения груза по время шторма он перевернулся. Погиб жених моей тети. Так мама рассказывала.
Да, тут выше в комментах про этот случай уже вспомнили.
https://vikond65.livejournal.com/884160.html?thread=46749888#t46749888
Хороший т/х был. Прачечная, спортзал...Главный - Бурмейстр с прямоточной продувкой.
типа такого https://www.shipsnostalgia.com/gallery/data/525/IMG_0054_1.JPG
Безумная жажда наживы всегда была неотъемлемой частью жизни советских граждан
А российских?

galanetika

2 months ago

vikond65

2 months ago

worobioff_ku

2 months ago

sedov_05

2 months ago

worobioff_ku

2 months ago

Pedro Zurita

2 months ago

waryag72

1 month ago

Pedro Zurita

1 month ago

waryag72

1 month ago

Pedro Zurita

1 month ago

kikk3

March 23 2019, 02:27:51 UTC 2 months ago Edited:  March 23 2019, 02:35:27 UTC

Трагедия произошла в "море дьявола".
http://chydesa-mira.ru/more-diavola/
А то, что о ней не трезвонили на весь белый свет - совершенно правильно.

Почему правильно?

kikk3

2 months ago

vikond65

2 months ago

kikk3

2 months ago

vikond65

2 months ago

kikk3

2 months ago

vikond65

2 months ago

Pedro Zurita

2 months ago

vikond65

2 months ago

Pedro Zurita

2 months ago

vikond65

2 months ago

Pedro Zurita

1 month ago

vikond65

1 month ago

Pedro Zurita

1 month ago

vikond65

1 month ago

Pedro Zurita

1 month ago

vikond65

1 month ago

Pedro Zurita

1 month ago

vikond65

1 month ago

Pedro Zurita

1 month ago

vikond65

1 month ago

Как было принято в СССР, катастрофу немедленно засекретили, о ней ничего не сообщалось ни в печатных, ни в электронных СМИ. Похороны членов экипажа прошли во Владивостоке открыто и при большом стечении народа, но даже местные газеты и радиостанции, получив соответствующее указание, хранили на эту тему гробовое молчание.
Ну... если вот так трезво рассудить - а кого касалась эта катастрофа? Вот реально касалась, а не "хотелось бы посудачить на лавочке"?
Родственников погибших членов экипажа? Да. И они были в курсе.
Соседей погибших? Условно - да (условно - потому, что сосед - не обязательно сколь-нибудь близкий человек), ну так соседи тоже были в курсе, сами же пишете - похороны проходили открыто.
Всяких-разных профи, вроде капитанов грузовых судов? Да. Ну так их эта катастрофа наверняка не обошла - и сообщения были, и проверки прошли, и все такое прочее.
Так от кого же катастрофа была "засекречена", если о ней и о погибших знал весь Владивосток (немелкий город, кстати)?
От бабы Мани из Москвы, бабы Тани из Ленинграда или бабы Веры из Куйбышева? А надо всем этим "бабам" знать? Если надо - то зачем? Если подумать - то вообще незачем. Разве только языки почесать, посудачить.
В то же время, авария т/х "Александр Суворов" (столкновение на Волге с мостом) засекречена не была. О ней сообщили в программе "Время" на следующий день или через день. И это объяснимо: судно было полно пассажирами, и их гибель или увечья (а значит, и сама катастрофа, приведшая к гибели и увечьям) могла касаться неопределеного круга людей.

Я к чему.

А вот оно реально надо, сообщать обо всех происшествиях? Так вот, буквально всем. Какой в этом смысл?
Вот утонул грузовой теплоход, или разбился грузовой самолет. Что в этой информации полезного для просто гражданина (если не считать возможности побурчать на тему "просранных полимеров")?
Согласен на все 100!
Сей час при любом чп, в интернет вылазит куча "икспертов", и рассуждают как надо было, и как все просрали, и т.д.

Iwaterloo York

2 months ago

piggly_wiggly22

2 months ago

fvl1_01

1 month ago

piggly_wiggly22

1 month ago

mike346

2 months ago

zloykin

March 23 2019, 04:22:39 UTC 2 months ago Edited:  March 23 2019, 04:37:54 UTC

Немного не так. Грузоподъемность "Тикси" была увеличена "кустарным" образом - во время одного из плановых ремонтов. А вот как именно это было сделано - покрыто мраком. Скорее всего, какой-нибудь "умелец", произвел "расчет", что при "перегрузе" ничего страшного не случиться. И на судне изменили изменили грузовую марку.
То, что советские капитаны грузились строго по грузовой марке - аксиома. С этим в СССР было строго. Но об особенностях "увеличения грузоподъемности" судна - этот конкретный экипаж и капитан не были в курсе - основной экипаж был отправлен в отпуск и в данный рейс пошел подменный экипаж с другого сухогруза. "Тикси" был загружен строго по грузовой марке, но с данным "перегрузом" на 1000 тонн. Во время шторма произошло смещение груза, которое не удалось выправить заполнением противоположенных танков. Кстати, "Тикси" лежал "на боку" почти три часа с 17 часов, и запроси о помощи Владивостокские службы японских спасателей - экипаж бы спасли. Но "социалистическая гордость" не дала этого сделать, кроме того надеялись спасти теплоход, а железяки в "Союзе" были всегда дороже людей.

Насчет причины крена и крушения - то скорее дело не в самом перегрузе, а в том, что капитан в погоне за планом соцсоревнования (конец квартала!) повел судно, груженное рудой, в шторм. В результате при боковой качке груз сместился и судно не смогло выпрямиться. Такое вполне возможно и без перегруза в случае перевоза навалочных грузов.

Есть еще один интересный факт, свидетельствующий о царивших в СССР порядках. Крушение "Тикси" произшло непосредственно во время очередного сеанса радиосвязи с другим теплоходом "Минусинск". Но японские спасатели обнаружили место крушения "Тикси" только через сутки. То есть, сигнал SOS с координатами гибели "Тикси", которые были совершенно точно известны, "Минусинск" не передал, что является тягчайшим преступлением, не только умышленным неоказанием помощи терпящим бедствие, а еще и препятствованием оказанию другими. Просто это был СССР и вопрос возможности спасения людей иностранными спасателями наверняка решался на уровне ЦК КПСС целые сутки, пока старцы вникнут в смысл происходящего, просчитают целесообразность спасения людей и проголосуют.

zloykin

March 23 2019, 04:50:34 UTC 2 months ago Edited:  March 23 2019, 04:57:16 UTC

Насчет второй катастрофы стоит отметить еще одну особенность СССР - "унификацию" и "рационализаторство". Транспортных самолетов в гражданской авиации СССР не хватало, их выпускали, но в основном они "распределялись" в ВТА ВВС, поэтому использование пассажирских самолетов для перевозки грузов - это обычная советская практика. Разумеется, пассажирские самолеты не проектировались с расчетами на перевозку груза и вероятность его смещения в полете не просчитывалась.

Ну а то, что радиодетали везли самолетом - это тоже обычная практика. Просто, как обычно, "план горел", а тут выяснилось, что какое-то приборостроительное предприятие не отгрузило радиодетали. Вот и полетела грозная команда "Срочно. Самолетом. Не считаясь с затратами". Это же СССР. Нормальным людям такое - не понять.
вот именно - конец же квартала, план "горел", что такое закупить недорогие пассажирские места (тем более за счет предприятия) с квартальной премией всего коллектива!

zloykin

2 months ago

mad_mortigen

2 months ago

zloykin

2 months ago

mad_mortigen

2 months ago

zloykin

2 months ago

mad_mortigen

2 months ago

aleks18771

2 months ago

mad_mortigen

2 months ago

aleks18771

2 months ago

mad_mortigen

2 months ago

aleks18771

2 months ago

mad_mortigen

2 months ago

aleks18771

2 months ago

omega63

2 months ago

mad_mortigen

2 months ago

alex_brab

2 months ago

Очень большой экипаж судна, даже по советским меркам.
По тем временам - нормальный для крупного судна. Автоматизации-то ноль. Плюс сменные вахты.
Нормально так. Сами берут перегруз в тысячу тонн ради чистогана, а сами коммунисты.
Вот их бог и покарал за отступление от высоких идеалов.
Красивый корабель.
Ну и что показали человеческую жадность, намекнули что вот в СССР все было плохо.
Дальше что? Про святые 90 и хруст французских булок с запиванием баварского?
У нас - свободная страна, не нравится - не читайте.

aleks18771

2 months ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →