я

Трамвай, как много в этом звуке...



Ровно 120 лет назад, 6 апреля 1899 года, по Москве впервые проехал электрический трамвай. После обязательного молебна и обрызгивания святой водой первый трамвайный вагон, заполненный почетными пассажирами, выехал из Бутырского трамвайного депо, которое тогда называлось просто "вагонным сараем", и покатился в сторону Страстного монастыря. А со следующего дня движение стало регулярным и общедоступным. Любой желающий мог прокатиться за пятак от Страстной площади до Петровского парка с бешеной скоростью 25 верст в час.

Таким образом, трамвай надолго стал самым быстрым городским транспортом "древней столицы". По слухам, московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович, был очень раздосадован тем, что простолюдины ездят на трамваях быстрее, чем он в своей роскошной карете. Но, разумеется, это не вызвало у него желания пересесть с кареты на трамвай. В карете его и взорвали эсеры в 1905 году, но сейчас речь не о нем.

Надо заметить, что российскими на первой московской трамвайной линии были только работники депо, кассиры и машинисты-вагоновожатые. Как и большинство линий московской конки, а также обе линии парового трамвая, она принадлежала бельгийскому акционерному обществу "Генеральная компания трамваев Москвы и России", зарегистрированному в Брюсселе. Еще в 1885 году эта фирма приобрела у московских городских властей концессию на строительство и эксплуатацию уличных железных дорог сроком аж до 1928 года.

Весь подвижной состав был куплен у германской фирмы "Фалькенрид", которая строила вагоны на своем заводе в Гамбурге, а электрическую "начинку" для них поставлял немецкий же концерн "Сименс-Хальске". "Фалькенрид" отправил в Москву 23 моторных вагона с токосъемниками и один аккумуляторный вагон для экстренных перевозок при авариях в электросети. Мощности моторов этих вагонов хватало, чтобы при увеличении пассажиропотока цеплять к ним дополнительные вагоны от конки, вдвое увеличивая таким образом количество пассажиров.

Вагоны были относительно небольшие, двухосные и не очень комфортные. Пассажиры сидели на длинных деревянных лавках, укрепленных вдоль бортов, либо стояли в проходе, держась за ременные петли, свисавшие с потолка. Отопление в вагонах отсутствовало. Но хуже всего приходилось водителю и билетеру, у которых не было даже сидений. Всю рабочую смену им приходилось стоять на открытой ветрам и вьюгам передней площадке без лобового стекла.

Просто удивительно, с каким пренебрежением относились в те годы разработчики транспортных средств к тем, кому предстояло этими средствами управлять. Впрочем, возможно, вагоны, приобретенные "Генеральной компанией", создавались для районов с более благоприятным климатом, а на приспособлении их к суровым московским реалиям решили сэкономить.

Как бы там ни было, а эти вагоны эксплуатировались до 1911 года, после чего были списаны и отправлены на слом. Мне удалось найти только две более-менее приличные фотографии московских "Фалькенридов", одна из которых помещена на заставке.


Слева - схема линий "московско-бельгийского" трамвая и конки, а справа - посадка пассажира в "Фалькенрид". Вагоновожатый управлял им с помощь двух вращающихся рычагов. Один регулировал скорость движения, а другой воздействовал на тормоз.


Серийная сборка трамваев на заводе фирмы "Фалькенрид".


Первый в Москве Бутырский трамвайный парк. Это здание сохранилось до наших дней, но в сильно перестроенном виде.
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Интересно, есть ли где-то модели трамваев тех лет?
вот нашел пристойный более-менее, но более поздний период:
https://www.avsim.su/forum/topic/135326-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%B9/

Edited at 2019-04-06 01:48 am (UTC)
"...у которых не было даже сидений. Всю рабочую смену им приходилось стоять..."
Не очень понимаю, что мешало прикрутить к полу самодельные высокие табуретки-подпорки, на которые можно было бы опираться задницей в полусидячем положении?
Офисные столы, за которыми можно работать стоя, очень популярный нынче в Европах тренд. А тут ещё и на свежем воздухе. Налицо забота о здоровье сотрудников на уровне, более чем на 100 лет опережающем время. :D
...работать стоя, очень популярный нынче в Европах тренд... под лозунгом привет тромбофлебит, здорово варикоз ...
Всё так, но есть нюансы
Первый трамвай в России, и второй в Европе был в Киеве, в 1892 году. Линяя в Берлине была пущена на один год раньше.

Линия в Берлине и некоторые линии в России были оснащены оборудованием компании Сименс перебравшейся в Россию из Германии в 1853 году.

Москва был восьмым (восьмым!!!) по счёту городом в числе городов Российской Империи оснащенных электрическим трамваем.
Re: Всё так, но есть нюансы
Что значит "перебравшейся"? Она как была, так и осталась немецкой.
Re: Всё так, но есть нюансы
//Первый трамвай в России, и второй в Европе был в Киеве, в 1892 году. Линяя в Берлине была пущена на один год раньше.
- Киевский трамвай был не вторым, а шестым в Европе после Берлина (1881 г.), Вены (1883 г.), английского Брайтона (1883 г.), Блэкпула (1885 г.), Будапешта (1887 г.).
Кстати, 20 апреля 2019 в Москве состоится парад трамваев. Примут участие 18 единиц. Старт колонны в 11,00, с 12,00-15,00 - экспозиция на Чистопрудном бульваре. Это интересно я как то был, хочу в этом году повторить. http://www.mosgortrans.ru/press/news/otdelnaja-novost/full/parad-tramvaev-proidet-20-aprelja-v-moskve/

А вот парад троллейбусов Московское правительство, Дептранс во главе Ликсутовым в соответствии с текущей генеральной линией партии выпилил. В прошлом году его не было, а ведь это бы юбилейный год - 85 лет московскому троллейбусу. :( Обычно это проходило на Фрунзенсой набережной.

Народ тогда был выносливый и неизбалованный удобствами.

Могу витебский трамвай фотки выложить, что на постаменте стоит, но они крупные. Уменьшать?

Насчет кабин для вагоновожатого - а как со стекла убирать потоки воды или налипшего снега?
Оконных щеток то тогда еще не было.
:)