я

Триумфальная катастрофа



Ровно 85 лет назад, 13 апреля 1934 года завершилось то, что в СССР пафосно называли "Великой Челюскинской эпопеей". Закончилась эвакуация членов команды затонувшего в Северном Ледовитом океане ледокольного парохода "Челюскин". Спасение челюскинцев стало одним из главных символов довоенной советской пропаганды, а грандиозные торжества, организованные по этому поводу, можно было сравнить, разве что, с празднованиями очередных первомаев и годовщин октябрьского переворота.

Однако, если объективно разобраться, а что, собственно, произошло? 2 августа 1933 года "Челюскин", только что построенный по советскому заказу в Дании, отправился в свой первый рейс из Мурманска во Владивосток. Однако уже 23 сентября, не дойдя до Берингова пролива, он оказался наглухо заблокированным во льдах (как будто, это невозможно было предвидеть заранее). Интересно, что на борту "Челюскина" имелся гидроплан Ш-2, специально предназначенный для ледовой разведки, но он со своей задачей не справился.

Затем пароход почти 5 месяцев беспомощно дрейфовал в ледовом плену, пока 13 февраля 1934 года его не раздавило сходящимися торосами. После этого он довольно быстро затонул, один член экипажа погиб, а остальные успели выбраться на льдину. Построив палаточный лагерь, внужденные полярники стали ждать спасения.

Надо сказать, им крупно повезло в том отношении, что катастрофа произошла всего примерно в полутора сотнях километров от ближайшего аэродома на Чукотке. Это позволило организовать эвакуацию по воздуху с использованием относительно небольших одномоторных самолетов малого радиуса действия, способных без особого риска садиться на плавучий лед. Регулярные спасательные полеты начались 7 апреля. За следующую неделю семеро летчиков совершили в обшем счете 24 рейса, вывезя всех 104-х обитателей ледового лагеря.

Подводя итог, можно сказать, что новейший, только что купленный за изрядную сумму в валюте корабль водоизмещением 7500 тонн был бездарно и бесполезно угроблен в первом же рейсе. Однако никто из организаторов и руководителей этого мероприятия не был наказан. Напротив, из них решили сделать героев. Все они получили ордена Красного знамени, в их честь писали стихи и песни, их именами называли улицы, площади и парки, а их торжественная встреча в Москве была устроена с таким размахом и помпой, каких не удостаивался никто из первопроходцев и открывателей новых земель.

Летчики, участвовавшие в спасательной операции, стали первыми Героями Советского Союза. Их награды, несомненно, были заслуженными, поскольку посадки на небольшую, кое-как расчищенную среди торосов ледовую площадку требовали мастерства и немалого мужества. Однако это тот самый случай, когда героизм одних являлся вынужденным следствием авантюризма, раздолбайства и некомпетентности других.

Нельзя не отметить еще и такой момент: пропаганда изо всех сил трубила, что спасение челюскинцев является неоспоримым доказательством неимоверной заботы компартии и лично товарища Сталина о сохранении жизни каждого советского человека. Ради этого они готовы пойти на всё и выделять любые средства. На фоне того, что в предыдущем году в СССР от голода умерли миллионы людей, это звучало особо цинично.

Впрочем, любые упоминания о голодоморе были строго запрещены, а потому этот запредельный цинизм мало кто замечал. А если кто-то и замечал, то предпочитал держать рот на замке, по вполне понятным причинам.


"Челюскин" со своим первоначальном названием "Лена" во время ходовых испытаний весной 1933 года.


"Челюскин", зажатый во льдах.


Запуск мотора самолета Р-5 на чукотском аэродроме Ванкарем перед вылетом в лагерь челюскинцев.


Помпезная встреча челюскинцев в Москве. Кортеж разукрашенных автомобилией с эскортом конной милиции едет по Тверской улице под дождем приветственных листовок.


Кортеж въезжает в Кремль. Обратите внимание на густые цепи энкаведешников по обе стороны улицы.






Агитплакаты и почтовые марки, посвященные челюскинцам. Сейчас эта серия марок высоко ценится среди филателистов.
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Ха-ха-ха!!! Советские дегенераты утопили новенький пароход в первом же рейсе.
Примерно как Курск, только спасли, а так почти то же самое, но все равно тогда было хуже!
В СССР, как известно, никогда подлодки не тонули, поэтому было гораздо лучше. И веселиться люди умели.
Не понимаю в этих ваших навигациях, но почему он только 2 августа вышел из Мурманска.. Пораньше нельзя было ?
А что Вы забыли про баржу с зеками затопленную рядом с Челюскиным???:-)
Разбудите меня в 2 часа утра и я вам скажу:

Первые 7 героев Советского Союза:

Ляпидевский,
Леваневский,
Водопьянов,
Каманин,
Молоков,
Слепнёв и
Доронин.

(По памяти без гугления, лейся песня на просторе!)
Интересная история про марку с Леваневским:

https://wiserabbit.ru/blog/%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8/

Да, один раз Леваневскому крупно повезло, а потом Фортуна от него отвернулась.
"Сейчас эта серия марок высоко ценится среди филателистов" - за 100 тыщ можно купить чистые.
Раздолбайство и награды
"Однако никто из организаторов и руководителей этого мероприятия не был наказан. Напротив, из них решили сделать героев". Нельзя ли уточнить, кого Вы имеете в виду. Из челюскинцев, дрейфовавших на льдине, действительно сделали героев. Но разве они виноваты в гибели ледокола? Разве они принимали решение погнать "Челюскин" через Ледовитый океан осенью?
> Разве они принимали решение погнать "Челюскин" через Ледовитый океан осенью?

решение проскочить осенью Карское море имело и плюсы и минусы. Проскочили.

А вот решение отказаться от подстраховки ледоколом при проходе Берингова пролива приняли Шмидт и Воронин

Сейчас мы знаем, что это была ошибка - тогда именно на факте ледовой разведки им показалось что проскочат.

Не проскочили...

Опыт набирают пробами и ошибками

А в 42 г. отряд боевых кораблей ТФ перешел ,правда в другую сторону,в Мурман.Неужто за 7 лет так изменилась ледовая обстановка?А уж сейчас летом,наверное,на яхтах можно СМП проскочить.
уже в 1936м по трассе коммерческие грузы возили
Да все народ правильно понял. Была, например, такая песня. Петь на мотив "Мурки":

Здравствуй, Леваневский, здравствуй, Ляпидевский,
Здравствуй, лагерь Шмидта, и прощай!
Капитан Воронин судно проворонил,
А теперь награду получай!
Хммм...
Легко быть умным и сообразительным, оглядываясь на 85 лет назад.
Только ведь это все - на базе "послезнания".
А тогда...
Зачем проходить СМП за одну навигацию? Ну, например, для того, чтобы связать, хотя бы в период навигации, восток и запад страны. Чтобы везти грузы не через Трансиб, а по морю. По морю-то проще, и перевезти можно больше за раз (т.е. дешевле). Собственно, что нынешние резоны использования СМП, что тогдашние - они одинаковы, с небольшими поправками. Только атомных ледоколов тогда еще не было. Ну так "за неимением гербовой - пишут на простой".
И да, август-сентябрь - самое выгодное время с точки зрения ледовой обстановки. Поздно туда тепло приходит, и вода (в том числе, и лед) сильно теплоемки. Просто в тот год не повезло. Не хватило данных. Их просто не было - любая -логия (гидрология, гляциология и прочие) в смысле Арктики были в самом зачатке.
Да, "шаврушка" не помогла - и понятно, почему. Не всегда находились необходимые условия для взлета и посадки. С грунта на колесах требовалось 230 м для разбега и около 100 м для пробега. Данных для воды или лыжного шасси не нашел - но, по логике, разбег должен увеличиться, а пробег - остаться тем же или сократиться. Всегда ли перед "Челюскиным" имелось 300 м чистой воды для разбега? Или ровного льда?
Ошибки "Челюскина" учли. Дрейфующие станции на льдинах - одно из последствий катастрофы "Челюскина", и средство наработать данные по всем тем -логиям.

Что ж, исследований не бывает без ошибок. Эта ошибка (экспедиция и гибель "Челюскина") была не самой трагичной. И то хорошо.
От прочтения поста создается впечатление, что это наброс с целью вызвать очередное бурление которое поднимет журнал в рейтинге. Неприятное впечатление, доложу я вам.

Выше есть грамотные и взвешенные каментарии, объясняющие почему и отчего это произошло. То, что сделали из катастрофы пиар ход, притом удачный, на десятилетия - тоже молодцы.

Приплетать сюда голодомор - это за гранью исторической науки.

Edited at 2019-04-13 11:45 pm (UTC)
Признаться, я нисколько не огорчен тем, что у таких, как вы, мой пост вызвал неприятное ощущение. Скорее, наоборот, для меня это звучит как комплимент.
Кстати не заметили еще одну вещь - "Челюскин" первое советское судно названное в честь царского офицера и дворянина. Да еще сына стольника (как никак придворный чин) - капитан 3го ранга Семен Иванович Челюскин.

хотя по сравнению с культом Г.Я. Седова в СССР - как никак члена "Союза Русского народа" это еще полбеды да.

Edited at 2019-04-14 07:58 am (UTC)
Спасибо, интересно.
Не знал, что там всего 150 км было.
Поскольку льдина непрерывно дрейфовала по течению, - от 130 до 160, но это не принципиально.