я

Этнографическая хунта



17 апреля 1550 года в испанском городе Вальядолид собралась хунта. Но это было совсем не то, о чем вы подумали. В XVI веке словом "хунта" в Испании называли любое собрание, в том числе - научный диспут. Вот именно он-то и начался, а тема дискуссии была весьма интересной и актуальной: кем надо считать американских индейцев - нормальными и полноценными людьми, либо - "унтерменшами", годными лишь для того, чтобы использовать их в качестве рабочего скота.

Надо заметить, что еще в 1537 году Папа Римский издал энциклику, повелевающую считать индейцев людьми, которых надлежит обращать в христианство, а не в рабство. Понятное дело, что он имел при этом вполне практичный интерес, желая увеличить численность своей паствы, а значит - доходы и влияние католической церкви. Но интерес испанских завоевателей в Южной Америке был совсем иным и прямо противоположным: им требовались не "братья во Христе", а рабы для работы на стройках, рудниках и плантациях.

Вальядолидская хунта решала вопрос, как обойти папский указ, приняв постановление о том, что индейцы, с одной стороны - тоже люди, но с другой - неполноценные и неразумные, а потому - способные только работать на сеньоров под палкой надсмотрщика. Эту точку зрения отстаивал историограф императора Карла-V Хуан Хинес де Сепульведа. Однако у него нашелся оппонент - епископ Бартоломе де Лас Касас, много лет проживший в Южной Америке, изучая быт местных аборигенов и обращая их в христианство.

Он утверждал, что индейцы - такие же люди, как и европейцы, в целом - ничуть не глупее и так же способные к умственной и творческой деятельности. В качестве доказательства он приводил возведенные индейцами каменные дома, дворцы, храмы, дамбы, каналы и прочие капитальные соооружения. Однако Сепульведа возражал, что индейцы строили всё это не сознательно, а "инстинктивно", подобно тому, как паук ткет паутину, а пчелы делают соты и добывают мед.

В итоге, естественно, победил Сепульведа, поскольку именно его позиция играла на руку колонизаторам. Благодаря этому в заокеанских испанских владениях окончательно утвердилась введенная еще в начале века так называемая энкомьенда, фактически представлявшая собой разновидность крепостного права. В соответствии с ней аборигены пожизненно прикреплялись к своему местному "попечителю" - энкомендеро (разумеется, это был испанец) и были обязаны выполнять для него трудовую повинность, либо - регулярно платить "оброк".

Лас Касас пытался добиться отмены этой практики, но не смог и энкомьенда просуществовала в Южной Америке до XVIII века. Помимо нее в тот же период действовала система государственного крепостничества - репартименто - принудительный и неоплачиваемый труд индейцев на казенных предприятиях, преимущественно - в рудниках.
На заставке - участики вальядолидской хунты - Бартоломе де Лас Касас и Хуан Хинес де Сепульведа. А внизу - гравюры XVI века, показывающие, какими способами испанские носители культуры добивались покорности, трудолюбия и благонравия среди завоеванных индецев. 









promo vikond65 june 23, 16:38 21
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Давайте скажем честно, что все было немного сложнее.

Во-первых, хунта ни к какому выводу не пришла, и еще года три ее участники активно отказывать что-то решать и подписывать. В конце концов решение дотянули до отречения Карла, и уже Филипп подписывал окончательные документы.
Во-вторых, Лас Касаса регулярно поддерживал сам Карл, и в целом имперский аппарат был как раз за то, что индейцы - тоже люди. А вот папе обычно было на это все глубоко фиолетово, потому что американская церковь десятину в Рим не отсылала, используя ее на нужды миссионерской деятельности.
В-третьих, за то, чтобы считать индейцев неразумными были испанские поселенцы. "Экомьенда" несколько раз отменялась имперским правительством, но никогда эти решения не были осуществлены на практике, потому что местные испанцы просто поднимали восстания. Именно отменой экомьенд была вызвана вторая гражданская война в Перу.
В-четвертых, сама хунта фактически закончилась ничьей. Экомьенды не отменили, но индейцы были признаны полноценными людьми, которых надлежит обращать в христианство.

Источник: Хью Томас. "Великая Испанская империя" и "Золотой век Испанской империи"
Экомьенды не отменили, но индейцы были признаны полноц
О как! Т.е.: всех индейцев - попам можно загонять в католицизм (и иметь с них свою десятину), но (самое главное!) - на своих испанских сеньоров индейцы пахать подобно быдлу все равно будут обязаны! Классный "компромисс" - ниче не скажешь... Вот за такие "компромисы" - и "люблю" Европу.
Простите моё невежество, но где можно почитать о великих индейских и чернокожих изобретателях, исследователях и учёных?
где можно почитать о великих индейских... изобретателя
ХЕХ:) Ой, мааадой цэловек... Картошку, томаты, подсолнечник и кукурузу (с примкнувшими к ней фасолью, тыквой и перцем чили) - кто одомашнил? Я уж не говорю - про практическое применение сока (ХЕХ)... гевеи (а не того, о чем вы подумали).

Edited at 2019-04-17 04:17 pm (UTC)
Re: где можно почитать о великих индейских... изобретате
А табачок? Как же без него?
Извините, но я просил изобретателей, исследователей и прочих учёных, а не традицию возделывания аналогов европейских корнеплодов и прочего сока.
А назовите русских (или даже шире - славянских) "изобретателей, исследователей и прочих ученых" доколумбовых времен.
Charles Richard Drew - известный врач, занимался вопросами переливания крови;
Garrett Morgan - изобретатель противогаза и светофора
Percy Lavon Julian - химик-фармацевт.
Такие великие и известные, что даже русская вики о них ничего не знает. А какой противогаз этот негр изобрёл? Вот этот, что-ли?
Речь в моей заметке идет о 16 веке, поэтому я думал, что вы имеете в виду более ранние изобретения.
А если брать более поздние, то там дофига.
Например, Грэнвилл Вудс - изобретатель электрического метрополитена. Александр Майлз - изобретатель привычного нам лифта с автоматически открываемыми дверями. Ллойд Холмс - обладатель нескольких патентов на способы консервирования пищевых продуктов. Норберт Рилье - изобретатель механизированного процесса производства сахара. Бессси Гриффин - изобретатель системы охранной сигнализации. Чарльз Дрю - разработчик системы переливания крови и консервации донорской крови. Гаррет Морган - изобретатель автоматического светофора и одной из систем противогаза. Дэвид Блэкуэлл - разработчик методов математического анализа финансовых рынков. Перси Джулиан - изобретатель всемирно известного обезболивающего лекарства новокаин, технологии производства анаболических стероидов и гормональных средств. Это далеко не полный список.

Edited at 2019-04-18 12:17 pm (UTC)
Славянские учёные доколумбовых времён
Николай Коперник. Первое, что сразу приходит на ум.
Re: Славянские учёные доколумбовых времён
С Коперником вопрос - неоднозначный. Его мать была немка, это установлено, а национальность отца - неизвестна. Сам он никогда не писал по-польски, а только по-немецки или на латыни. Неизвестно, знал ли он вообще польский язык. Поляком его называют, потому что он жил в Польше и был подданным польского короля, но его родной город Торн изначально принадлежал Тевтонскому ордену и лишь незадолго до рождения Коперника был аннексирован Польшей.
Re: Славянские учёные доколумбовых времён
Ну, фамилия-то у него звучит скорее по-польски, нежели по-немецки. А что не писал по-польски - так это понятно. Кому бы он писал по-польски? Его корреспондентами были папа римский да кардиналы, среди которых в те времена поляков не значилось.
Re: Славянские учёные доколумбовых времён
Ну, это как сказать. Сам он всегда писал свою фамилию на немецкий манер - Köppernigk. Эта фамилия известна в Германии, например, ее носила настоятельница одного женских монастырей в Кёльне. А официальная переписка тогда велась на латыни.
Sدpaņ .6^qa~a߅@.lvNF2o P&dY$̠vV/Nb75d
ХЕХ:) Как картошку фри с соусом чили в этом вашем макдональдсе трескать - так это одно, а признать что без индейцев не было бы ни того, ни другого... ПыСы: бананом в следующий раз не подавитесь - ен вообще порождение трудолюбия, наблюдательности и высокой агрокультуры папуасов с о. Новая Гвинея:)

Edited at 2019-04-19 02:05 pm (UTC)
Re: какими способами
А точно ли вторая картинка сверху - про индейцев? "Википедия" её совсем по-другому интерпретирует - дескать, это зверства испанских феодалов во время контрреформации, пропагандистская картинка протестантов.
Re: какими способами
По тогдашней традиции, голыми изображали "дикарей" - индейцев или негров. Это был своего рода символ.
Re: какими способами
Возможно. "Википедия" - мутный источник, давно известно. Я просто на всякий случай уточнял.
Лас-Касас
Зато теперь в католической церкви ставится вопрос о канонизации Лас-Касаса. Странно, что Сепульведу не анафематствовали - как-никак, он, будучи простым мирянином, дерзнул с самим папой не согласиться. Непорядок.

К чести же Лас-Касаса можно добавить, что он с этим расистом вёл диспуты. Хотя, будучи епископом, имел полное право просто заткнуть ему рот, пригрозив инквизицией.

Edited at 2019-04-18 10:24 pm (UTC)
Re: Лас-Касас
Не мог, Сепульведе покровительствовал сам император. Таких людей инквизиция не трогала, руки коротки.
Re: Лас-Касас
Ну, с инквизицией я, конечно, немного утрировал, но всё же авторитет католической церкви тогда в Европе был намного выше, чем в наши дни. И епископ обладал реальной политической властью. А Лас-Касас, тем не менее, предпочёл действовать убеждением, а не принуждением. Как с индейцами :))
Re: Лас-Касас
Тут надо учитывать, что испанская церковь в 16 веке гораздо больше зависела от императора, чем от папы. И открыто противиться его воле она не могла. Папа - далеко, за морем, а император - вот он. Может и в измене обвинить, тогда папа не защитит. Поэтому, когда в диспуте победил Сепульведа, церковники это молча "проглотили".