я

Один в поле воин

gunfight-on-the-roanoake

Ровно 155 лет назад, 17 апреля 1864 года, вступил в строй в строй броненосец Конфедеративных Штатов Америки под названием "Албемарл". А уже на следующий день он в одиночку принял бой с целой эскадрой и одержал победу в этом бою. Вряд ли в мировой истории найдется еще хоть один корабль с подобным началом биографии.

Первый бой "Албемарла" состоялся на реке Роанок в штате Северная Каролина, где армия конфедератов под командованием генерала Роберта Хука осаждала занятый юнионистами прибрежный городок Плимут. Со стороны реки город прикрывали паровые канонерки "Майами", "Саутфилд", "Церес", "Уайтхэд" и "Массасоит", которые вели огонь по осаждавшим. Все они предствляли собой вооруженные тяжелыми пушками, но не имевшие брони колесные речные пароходы. Против них и был применен единственный в этом районе броненосец.

По пути к месту сражения "Албемарл" подвергся обстрелу вражеских береговых батарей, но броня выдержала все попадания. Получив сообщение о приближении броненосца, капитаны двух наиболее сильных кораблей союзной эскадры - "Майами" и "Саутфилда" - решили принять бой. Уже зная о том, что на больших дистанциях их орудия бессильны против брони, они решили применить весьма оригинальный тактический прием.

Расположив свои корабли параллельно и примерно в 40 метрах друг от друга, они приказали матросам соединить их якорной цепью. Расчет был на то, чтобы пропустить броненосец между канонерками и заставить его наткнуться на преграду. Натягивая цепь, вражеский корабль притянет к себе обе канонерки и окажется зажатым между их бортами, после чего его можно будет расстрелять в упор или взять на абордаж.

Однако ловушка не сработала. Заметив цепь и разгадав вражескую хитрость, капитан "Албемарла" Джеймс Кук дал команду резко свернуть в сторону. В результате, броненосец прошел не между кораблями, а мимо них, со стороны "Саутфилда", едва не напоровшись на прибрежную отмель. Потом "Албемарл" развернулся и таранил "Саутфилд".

Получив большую пробоину, корабль начал тонуть. Однако он едва не утянул на дно и своего убийцу, поскольку таран "Албемарла" прочно застрял в борту "Саутфилда". Кук, рискуя взрывом котла, распорядился дать машинам запредельную мощность, но ее не хватало, чтобы выдернуть "клык" из пробоины. Только когда канонерка, уходя под воду, сильно накренилась, броненосцу удалось освободиться и задним ходом отойти от гибнущего "Саутфилда".

Тем временем "Майами" подошел к "Альбемарлу" и с близкой дистанции выстрелил ему в борт бомбой из девятидюймового орудия Дальгрена. Но снаряд рикошетировал от брони, отлетел обратно и взорвался прямо над палубой канонерки, осыпав ее осколками. Одним из них убило капитана "Майами" Чарльза Флассера. Принявший командование старпом сразу понял, что в артиллерийском бою ему ничего не светит, и приказал отходить на всех парах. Остальные корабли юнионистской эскадры ретировались еще раньше.

"Албемарл" пытался преследовать противника, но низкая скорость не позвоила ему это сделать. Тем не менее, свою главную задачу он выполнил: "речной щит" Плимута был разрушен. Воспользовавшись этим, 19 апреля южане пошли на приступ, захватили два ключевых форта и ворвались в город.

В создавшейся ситуации командир гарнизона генерал Генри Уэсселс приказал вывесить на еще державшихся укреплениях белые флаги. В плен сдалось более двух тысяч солдат и офицеров. Это был один из последних крупных успехов конфедератов в войне, которая уже давно складывалась не в их пользу. А "Албемарлу" 5 мая вновь пришлось драться с вражеской эскадрой, но это уже другая история.

На заставке - "Албемарл" обменивается пушечными залпами с "Саутфилдом" за секунду до того как его таранить. Рисунок сделан от лица моряка с палубы "Майами".

098649303
Южане на берегу реки Роанок строят "Албемарл". Судя по этой картинке, они обошлись без судоверфи и без каких-либо механизмов, что выглядит довольно сомнительно.

af70051e67c36ed9ac98074c7bd8f1bc
Чертеж "Албемарла". Это был относительно небольшой плоскодонный деревянный корабль, сверху обшитый в два слоя узкими полосами самодельной 5-сантиметровой железной брони, сделанной из прокованных железнодорожных рельсов. Длина броненосца - 48 метров, максимальная ширина - 10,7, осадка - 2,7, водоизмещение - 376 тонн.
Силовая установка состояла из двух одноцилиндровых машин от паровой лесопилки общей мощностью всего 200 л.с. Каждая машина работала на один винт. При их максимальной мощности корабль развивал скорость 4 узла.
Вооружение - два нарезных дульнозарядных орудия Брука калибром 6,4 дюйма (163 мм), установленных на поворотных лафетах, так что каждая пушка могла стрелять сквозь одну из трех предназначенных для нее амбразур.
Экипаж, согласно описанию, - 150 человек, что, опять-таки, весьма сомнительно, так как непонятно - зачем на таком маленьком кораблике, который сейчас назвали бы бронекатером, столько народа и где они там размещались?


Компоновочная схема "Албемарла".

CSSAlbemarle
Музейная реконструкция каземата "Албемарла".


Гибель протараненной "Албемарлом" канонерки "Саутфилд". На заднем плане броненосец преследует отходящий "Майами".

h46255
Канонерская лодка "Майами" и ее капитан Чарльз Флассер, погибший от собственного снаряда.
"Майами" имела длину 63 метра, водоизмещение - 730 тонн, скорость - 8 узлов, вооружение: два 80-фунтовых нарезных орудия Пэррота, одно 9-дюймовое гладкоствольное бомбическое орудие Дальгрена и две 24-фунтовых пушки.

33963v
Девятидюймовка Дальгрена на палубе "Майами". Если фотография атрибутирована верно, то именно это орудие произвело "самоубийственный" выстрел.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Тем временем "Майами" подошел к "Альбемарлу" и с дистанции всего в несколько метров выстрелил ему в борт бомбой из девятидюймового орудия Дальгрена. Но снаряд рикошетировал от брони, отлетел обратно и взорвался прямо над палубой канонерки, осыпав ее осколками.
============
Карма она такая....
Офигенно.
А взрыватели тогда контактные были, или какая-нибудь пороховая трубка?
А вообще, прокованные рельсы и паровые машины от лесопилки впечатляют.
Очень по-нашему, как ни странно)
Применялись таймерные взрыватели Бормана, введенные в американском флоте в 1852 году. Они представляли собой цинковый диск, который ввинчивался в бомбу.
http://www.civilwarartillery.com/fuzes/BormannFuzeDrawing.gif
Внутри диска проходил кольцевой канал, заполненный прессованным порохом. Перед выстрелом заряжающий специальным шилом протыкал в определенном месте тонкую внешнюю поверхность взрывателя над каналом, задавая длину пороховой дорожки, которая должна была прогореть, прежде чем пламя воспламенит заряд бомбы. При выстреле порох в канале загорался через это проколотое отверстие.
Минимальное время срабатывания взрывателя - полсекунды, максимальное - 5,5 секунд.
Спасибо, очень интересно.
Надо понимать, смысл был в том, чтобы снаряд чисто кинетически пробил обшивку и через какое-то время рванул уже внутри?
Да, именно так, поэтому бомбы имели толстые стенки, чтобы не раскалываться об обшивку. Деревянные борта они пробивали навылет и взрывались внутри корабля, либо - застревали в бортах и взрывались прямо в них, делая огромные пробоины. Но против брони они были бесполезны.
Зумволт с завистью смотрит на Албемарла...
Американцы примерно в таких условиях строили большинство речных пароходов.
Мб. еще краны были деревянные.
Где-то видел фоточки этой балки, уже без броненосца.
неужели 80 фунтовые пэрроты не могли одолеть 5 см броню?
Янки после неудачного выстрела из Дальгрена решили больше не рисковать.
Кстати, броня была 10 см.
Ого!
Понятно, что вундерваффе делают из чего Бог пошлет (ибо такими вещами обычно озабочена проигрывающая сторона).
Но чтобы настолько буквально - "из рельс", "паровая лесопилка".
Посмотрите бронирование броненосца USS «Choctaw», вот действительно "вундерваффе". Кажется, это один из самых любимых моделистами броненосцев Гражданской войны.
стимпанк это фантастика на базе технологии пара, дизельпанк - ДВС и электричества
Схема в этом отношении неточная. На чертеже и рисунке он виден.
Ай да молодцы на броненосце! Ловко они уконтропупили этих юнионистов!