я

Велосипедень

0_c098c_9bb796d1_orig

Поздравляю всех, кто хоть раз в жизни рулил двухколесным педальным средством передвижения, с сегодняшним праздником - днем российского велосипеда! Согласно расхожей легенде, именно в этот день - 23 апреля 1801 года уральский крепостной крестьянин Ефим Михеевич Артамонов то ли изобрел велосипед, то ли приехал на своем изобретении в Петербург и продемонстрировал его царю Александру Первому.

Правда, уже давным-давно доказано, что Артамонов - фигура вымышленная. Никакой информации ни о нем самом, ни о его изобретении в архивах не найдено, а впервые его упомянул некий Белов в изданной в 1896 году книге "Исторический очерк уральских горных заводов". Возможно, этот самый Белов и является "отцом" первого русского велосипедиста.

Сам же "подлинный велосипед Артамонова", хранящийся в Ирбитском краеведческом музее (см. фото вверху), согласно металловедческой экспертизе, сделан из бессемеровской стали, которую начали выплавлять только в 1850-е годы. По конструкции он является подражанием широко распространенным во второй половине XIX века велосипедам типа "паук".

Efim-bike
Памятник Артамонову в Екатеринбурге и еще одно воспроизведение его легендарного велосипеда в Нижнем Тагиле.

В общем, очередной фейк и "праздник на пустом месте". Тем не менее, почему бы его не отметить? Ведь отмечаем же мы 23 февраля, хотя историческая подоплека этой даты тоже более чем сомнительна. А в честь праздника я решил разместить подборку реальных велоизобретений эпохи стимпанка. Впрочем, кое что по данной теме я уже публиковал, поэтому, чтобы не повторяться, приглашаю интересующихся в этот пост пятилетней давности.


US59915-0
Судя по всему, первый двухколесный экипаж, приводимый в действие ножными педалями, изобрели в 1862 году французы Пьер Лаллеман и Пьер Мишо. Они же придумали термин "велосипед". Есть и другие претенденты, всего их около 20, но доказательства их приоритета более сомнительны. После Франции Лаллеман и Мишо запатентовали свое изобретение во многих странах, вверху - чертеж из американского патента 1866 года.

Вообще, довольно странно, что до столь примитивной конструкции никто не додумался раньше, ведь она была вполне под силу ремесленникам средневековья и даже античности. В принципе, на подобных "бициклетах" могли бы колесить еще древние римляне и греки. Но почему-то никому из механикусов в течение двух тысяч лет не приходило в голову объединить колесо с педалами, хотя, в те же годы создавались куда более сложные и затейливые штуковины.
MichauxVelocipede20140202_1538_s

В конце 1860-х годов серийный выпуск велосипедов был налажен на каретной фабрике, принадлежавшей Мишо. Новая игрушка пришлась по вкусу французской публике и неплохо раскупалась, хотя езда по булыжным мостовым на деревянных колесах, обитых железом, была, мягко говоря, не очень комфортной. Не случайно в англоязычных странах велосипед получил прозвище Boneshaker - "костотряс". Тем не менее, в 1870 году в одном только Париже было уже около полутора тысяч велосипедов. На снимке - одна из серийных моделей с железной рамой и ручным тормозом.

img58a3342589e1336ddc550920ba6f1b2a
Еще один весьма изящный велосипед Лаллемана-Мишо из пражского технического музея.

5463_original
Катанием на великах не брезговали и коронованные особы. Этот образец принадлежал русскому царю Александру Второму. Обратите внимание, что длина педалей у него регулируется.

cropped-hw1868p812066-copy
На "костотрясах" Лаллемана-Мишо проводились первые велосипедные гонки, причем не только мужские, но и женские.

791e80a76eaad523ac05c7d55159cb8b
В 1869 году шотландский каретный мастер Томас МакКолл решил составить конкуренцию французским велосипедам, представив собственную разработку, в которой педали надо было не крутить, а качать взад-вперед. Однако его машина получилась тяжелой, медлительной и не заинтересовала покупателей.

138600503
Про "велопауков" и одну из попыток устранения их недостатков я уже писал. Гораздо более радикальным нововведением было изобретение в 1879 году англичанином Гарри Лоусоном цепного привода на заднее колесо. Правда, в первой модели "безопасного бициклета", как Лоусон назвал свое изделие, переднее колесо "по инерции" было сделано гораздо больше заднего, хотя никакого смысла в этом уже не было.

h-j-lawson
Во второй модели Лоусон ударился в другую крайность, теперь огромным стало заднее колесо. Ни тот, ни другой аппарат коммерческим успехом не пользовались, но идею цепной передачи подхватили многие велопроизводители.

mh_17
Только к концу 1880-х велосипед стал приобретать более-менее привычные нам очертания. Тогда же (в 1888 году) Джон Данлоп изобрел пневматические шины, однако из-за их сложности, дороговизны и относительной недолговечности вплоть до конца XIX века большинство велосипедов выпускалось с ободами из сплошной резины.
Кроме того, у них отсутствовала втулка свободного хода (изобретена в 1898 году), поэтому, чтобы не крутить педали постоянно, велосипедисты на длинных спусках ставили ноги на подножки, укрепленные на передней вилке. Эти подножки хорошо виды на верхнем снимке.

1890-Columbia-Camelback-hard-tire-safety-bicycle
Формы велосипедных рам поначалу сильно варьировались, например у этой американской модели "Коламбиа" 1890 года изящная рама сделана зацело с крыльями и защитной накладкой цепи. Шины еще сплошные, но зато появилася пружинный амортизатор переднего колеса и привычный всем велосипедистам ХХ века звонок.

Lot-45-c.-1897-Columbia-model-40-military-cavalry-pneumatic-safety-bicycle.-EST-4-5k
А это - разработанная в 1897 году "Кавалерийская модель" той же фирмы с пулеметом "Кольт".

1884_Kangaroo_Dwarf_Safety_Bicycle_1884
Наряду с двухколесными в 1880-90 годах выпускалисть и находили свою аудиторию многочисленные модели трехколесных велосипедыов. Их обычно покупали любители неторопливых велопрогулок. Трицикл "Ройял-Сальво", идентичный изображенному на левом снимке, принадлежал королеве Виктории, которая каталась на нем по парку уже в весьма почтенном возрасте.

А справа - весьма экзотичная конструкция - английский велосипед "Кенгуру" 1884 года - попытка объединить схему "паук" с цепным приводом. Применение цепей позволило опустить и сдвинуть назад седло, что сделало велосипед более безопасным. Однако к тому времени уже существовали велосипеды классической схемы с задним ведущим колесом, оказавшиеся гораздо более удобными, поэтому "Кенгуру", несмотря на активную рекламу, не получил распространения. А о старинной велорекламе мы еще поговорим.
promo vikond65 июнь 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
> хотя езда по булыжным мостовым на деревянных колесах, обитых железом, была, мягко говоря, не очень комфортной. Не случайно в англоязычных странах велосипед получил прозвище Boneshaker - "костотряс".

Думаю что широкое распространение велосипедов совпало с распространением дорожного покрытия из битумно-минеральных смесей, а затем и из асфальта. В противном случае велосипед так бы и остался экзотической игрушкой.

Немцы катались по своим булыжным мостовым ( изобрели надувную шину ) и не вякали.

Вякали, погуглите на немецком "knochenschüttler".
Пневматическую шину изобрели англичане.