я

Боец в дюралевых доспехах



Ровно 90 лет назад, 25 апреля 1929 года на вооружение Красного воздушного флота поступили первые серийные экземпляры первого в России цельнометаллического истребителя И-4 (АНТ-5). Он имел весьма передовую конструкцию и был целиком, включая гофрированную обшивку, изготовлен из "крылатого металла" - дюралюминия. К сожалению, этот почин разработчика машины - ОКБ Туполева не был продолжен, а следующий советский цельнометаллический истребитель приняли на вооружение только через 17 лет, уже после окончания Второй мировой войны.

Все крупносерийные одномоторные истребители ВВС РККА предвоенного и военного периода имели либо смешанную - деревянно-металическую, либо - цельнодеревянную конструкцию, поскольку она была дешевле и проще в производстве. Иными словами, количество предпочли качеству. Споры о том, насколько это было оправданно, идут до сих пор и, скорее всего. никогда не прекратятся.

У тех, кто считают, что всё было сделано правильно, есть "железный" аргумент: СССР с имевшейся техникой выиграл войну. У их оппонентов имеется не менее веский контрдовод - огромная цена победы, в частности, применительно к авиации, - гораздо более высокие потери советских ВВС в сравнении с потерями Люфтваффе на восточном фронте. Хотя, конечно, эти потери объяснялись целым комплексом причин, а не только техническим отставанием. А каково ваше мнение?

На заставке - первый опытный экземпляр И-4 на летных испытаниях. Серийные машины, которых было построено 177 штук, отличались от него некоторыми деталями, в частности, на них слегка удлинили носовую часть, изменили форму вертикального оперения и установили обтекатели головок цилиндров двигателя.


Один из первых серийных экземпляров И-4, на котором летал начальник ВВМ Московского военного округа И.У. Павлов.
И-4 в стандартной окраске, но с оригинальной эмблемой в виде черной кошки на полумесяце. В 1930-е годы подобные "идеологически-вредные" рисунки с советских самолетов исчезли.
И-4 с тактическим номером "2" и белой идентификационной полосой, возможно, обозначавшей самолет командира или заместителя командира эскадлильи.


Опытный образец И-4 с экспериментальной установкой динамо-реактивных пушек Курчевского под верхним крылом и бомбовых подвесок - под нижним.


Морские летчики возле И-4.
promo vikond65 июнь 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
>а следующий советский цельнометаллический истребитель приняли на вооружение только через 17,

Следующий советский цельнометаллический истребитель назывался Пе-3 и он был принят на вооружение
>Хотя, конечно, эти потери объяснялись целым комплексом причин, а не только техническим отставанием. А каково ваше мнение?


Целый комплекс причин тут не менее важен. Потери Р-40 и Р-39 в 1942м несмотря на их цельнометалличность не отличались
Потери Р-40 и Р-39 в 1942м несмотря на их цельнометалличность не отличались

Хотелось бы посмотреть статистику.
В стране было крайне плохо с алюминием, металлорежущим оборудованием и опытными сборщиками.
Отсюда постоянное стремление заменить на дерево.
В Польше, Румынии и Японии с этим было лучше? Там с начала 1930-х годов деревянных истребителей не делали.
приняли на вооружение только через 17

Кажется, тут выпало "лет"
Мое мнение - все от бедности. По той же причине британцы строили, например, свой великолепный "Москито". А потом, когда алюминиевых сплавов стало в достатке, от дерева и древопластиков закономерно отказались.
Англичане от бедности строили самолеты из бакелита и южноамериканской бальзы, которая была гораздо дороже дюраля?!
На тысячные серии истребителей,думаю,не могли напастись дюраля.Сколько там поляки своих пулавчиков выпустили?Сотни две?Вот бомберы выпускать дерево-металлические сложно,учитывая размеры.А яки с лавками,пусть с просевшими,но приемлемыми характеристиками,да еще и дешевые,можно было клеить десятками тысяч.Да,я помню,что в 44 немцы 22 тыс. мессеров нашлепали.Но про Европу,которая на них работала,не забываем.И то,венгерские мессы с деревяными стабилизаторами шли.
>Вот бомберы выпускать дерево-металлические сложно,учитывая размеры

Итальянцы смогли. Итальянские ВВС - удивляют - цельнометаллические истребители (были и другие, но цельнометаллических хватало) и бомберы смешанной конструкции


Чуда все одно не случилось
нужно было поменьше экспериментировать с армадами ТБ-3
818 ТБ на каждый из которых шло менее 9 т люминя погоды не сделали.

А вот тысячи и тысячи СБ Ил-4 и Пе-2 металл жрали даааа. Причем им еще и дюралевый прокат более высокой сортности чем простую гофру подавай.

Edited at 2019-04-25 07:36 pm (UTC)
По поводу эмблемы кота на фюзеляже, по моему Галлай в своих очерках "Лечу за мечтой", упоминал о съёмках одного из первых отечественных кинофильмов. Там по сюжету был воздушный поединок красного военлёта с иностранным наемником, бывшим асом первой мировой войны. Так вот этот персонаж летал на И-4 с котом на фюзеляже.
А каково ваше мнение?
Производство за годы ПМВ самолёты

В России 3490
В Германии 47300
Во Франции 52146
В Англии 47873
В Италии 12031
В США 13840
Мдя...
> следующий советский цельнометаллический истребитель приняли на вооружение только через 17 лет, уже после окончания Второй мировой войны.
Григорович, ИП-1. Цельнометаллическая конструкция, работающая обшивка, потайная клепка (в проекте). Выпущен серией ок. 200 единиц. Производился в период 1936-37 гг. Снят с вооружения в 1940-м.
Причины совершенно очевидны:
На требуемые потребности ссср в самолетах алюминия не хватало, тем более когда пошли дизельные танки. Ссылки на румын и поляков в связи с этим забавны.
В годы войны уж совсем смешно требовать что то иное - мобилизация и упрощение всего и вся и та же нехватка алюминия.
Как стало лучше с сырьем - тут же пошли цельные яки и ла.
> тем более когда пошли дизельные танки

А причем тут дизельные танки (и автобусные моторы - их на ЗИС то же из люминя ЛИЛИ)

На моторы шло аллюминиевое литье в том числе из вторсырья, а на самолеты нужен ПРОКАТ. Вот прокат был в дефиците, а из литья даже ложки делали

Бедные березки. Но благодаря им Советский Союз во время ВОВ выпускал по 1300 самолетов в месяц. Мазь Вишневского, которой "лечили" раны бойцов, делалась на основе березового дегтя и способствовала развитию гангрены. Но это уже совсем другая история...



Edited at 2019-04-26 07:39 am (UTC)
>Бедные березки. Но благодаря им Советский Союз во время ВОВ выпускал по 1300 самолетов в месяц. Мазь Вишневского, которой "лечили" раны бойцов, делалась на основе березового дегтя и способствовала развитию гангрены. Но это уже совсем другая история...

Это с чем сравнивать сразу грю)))

1.http://tarkhil.livejournal.com/1592172.html война и йод

2."ЗадеЛ" из РИ)))
-В 1580 году в Лондоне, где проживало 200 000 человек, насчитывалось всего 500 медиков: 50 врачей, 100 лицензированных хирургов, 100 аптекарей и примерно 250 нелицензированных врачевателей

-На 1 января 1915 года было в Тульской губернии 2 022 498 жителей; из них 1 810 866 приходилось на сельское население, а 211 612 на городское. В 1914 г. в Тульской губернии имелось всего 131 врач, 40 женщин-врачей, 127 фельдшеров, 147 фельдшериц, 96 фельдшериц-акушерок и повивальных бабок, 28 зубных врачей, 11 дантистов и 67 фармацевтов, всего 647 лиц; из них 254 находились в губернском городе, 163 в уездных городах и 230 в уездах. Один медик на 507 горожан и на 7873 селян...

Так я ваш рисунок использовал для альтернативы?
Неужели Вы сами не видите, что это не мой рисунок?
Ну не знаю. Пример Ла-5ФН показывает, что при наличии подготовленных пилотов и нормальной структуры ВВС смешанные конструкции вполне были на уровне для той поры. Имей в 1941 СССР уровень подготовки и построение ВВС образца 1944, сейчас бы вопрос нужности смешанных конструкций не стоял бы.
Что значит "на уровне"? В 1943-44 годах, когда массово применялись Ла-5ФН, а потом и Ла-7, потери советской истребительной авиации были в 6 раз выше, чем немецкой на восточном фронте.