Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Наши крылья - крокодильи!

krokodil

Ровно 90 лет назад, 5 мая 1929 года, впервые поднялся в воздух первый и единственный в довоенные годы крупносерийный советский авиалайнер АНТ-9 (ПС-9). С 1930 по 1935 год было выпущено ровно 100 таких машин, ставших первыми "рабочими лошадками" Аэрофлота. Они обслуживали многие маршруты, но больше всего их летало на Дальнем Востоке, в Сибири и Средней Азии. С этим самолетом связан первый в СССР случай воздушного терроризма. В 1938 году вооруженный пассажир, взяв экипаж в заложники, заставил его перелететь границу и совершить посадку в Иране. Машину иранцы вернули, а дальнейшая судьба угонщика - неизвестна.

До начала войны АНТ-9/ПС-9 возили пассажиров и грузы, а потом были мобилизованы и использовались как военные транспортники. Им приходилось летать к партизанам за линию фронта и забрасывать разведчиков-парашютистов во вражеский тыл. Последний из них списали по износу в 1944 году. К сожалению, ни одного музейного экземпляра АНТ-9 не сохранилось.  А на заставке - наиболее живописный представитель этого семейства, входивший в агитационную эскадрилью имени Максима Горького и декорированный под эмблему популярного сатирического журнала "Крокодил".

R-6_ANT-7
Как это обычно бывало в Советском Союзе, пассажирский АНТ-9 создавался на базе военной машины - дальнего разведчика АНТ-7 (Р-6). От него авиалайнеру досталось крыло и хвостовое оперение.

ant-9-2
Первый прототип АНТ-9, выставленный накануне первомая 1929 года на Красной площади в качестве демонстратора достижений советского авиапрома.

08
Та же машина во время летных испытаний, которые продолжались всего несколько дней. "Самолет был очень удачным" писал впоследствии летчик-испытатель Михаил Громов.

12
10 июля 1929 года первый образец АНТ-9, которому присвоили имя "Крылья Советов", отправился в пропагандистское турне по странам Европы, посетив Польшу, Германию, Францию, Италию и Великобританию. В пассажирском салоне находилась делегация известных советских писателей и журналистов, изображенная на снимке. Можете опознать персонажей?

kab
По современным меркам, салон АНТ-9 выглядел очень скромно и вмещал всего девять пассажиров. Узкий проход между сиденьями перегораживали силовые балки каркаса, через которые приходилось перешагивать. Вопреки западным веяниям, стюарда на самолете не было и напитки с закусками пассажирам никто не предлагал. На этих "буржуазных излишествах" решили сэкономить. Зато в хвосте уже был туалет, представлявший собой прикрепленное к полу жестяное ведро с дыркой вместо днища. Впервые увидев это чудо техники, Громов скорбно произнес: "из авиации ушла романтика...".

09
Первые экземпляры АНТ-9 оснащались тремя английскими звездообразными моторами Бристоль "Титан" (слева) или аналогичными американскими "Райтами" J4. Потом все машины переделали под два советских рядных мотора водяного охлаждения М-17 - копии германского BMW-VI. Место крепления носового двигателя закрыли обтекателем.

Ant9
ПС-9 Среднеазиатского управления ГВФ, конец 1930-х годов. Новый индекс самолет получил осенью 1937-го, когда его создателя А.Н. Туполева арестовали как "врага народа".

ant-9-color
ПС-9 в стандартной для второй половины 1930-х годов ливрее "Аэрофлота" и агитсамолет "Крокодил". К машине приделали декоративный деревянный нос и гребни на крыше фюзеляжа, а колеса шасси закрыли обтекателями, раскрашенными под когтистые лапы.
Tags: История, СССР, авиация, транспорт
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →