я

Неместный тихоход



8 мая 1935 года под управлением знаменитого аса и будущего шефа Люфтваффе Эрнста Удета впервые взлетел прототип ударного самолета "Хеншель-123" - одной из самых удивительных боевых машин Второй мировой войны. Однако знают о ней немногие, поскольку она оказалась в тени гораздо более массовых и разрекламированных коллег и противников. "Хеншель-123" (сокращенно - Hs-123) создавался как легкий одноместный штурмовик и пикирующий бомбардировщик, способный нести до 450 кг боевой нагрузки на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых держателях.

Благодаря прочной цельнометаллической конструкции он мог пикировать под углом до 80 градусов. Правда, бомбовой трапеции на нем не было, поэтому на пикировании он мог сбрасывать бомбы только с подкрыльевых подвесок, а на подфюзеляжный пилон обычно вешали дополнительный топливный бак, повышавший дальность полета с двумя центнерами бомб с 480 до 860 км. Стрелковое вооружение для штурмовика было довольно слабым: всего два синхронных пулемета винтовочного калибра. При этом важным достоинством машины считалось наличие радиосвязи, позволявшее пилотам работать по наводке с земли и координировать свои действия.

880-сильный мотор обеспечивал неплохие летные характеристики: скорость - до 340 км/ч, скрорподъемность - 15 м/с, потолок - 9000 м. Однако прогресс авиации шел очень быстро и уже к концу 1930-х годов такие данные выглядели далеко не впечатляюще, да и бипланная схема самолета воспринималась как замшелый анахронизм. Поэтому как только в Германии начался массовый выпуск более современных пикировщиков "Юнкерс" Ju-87В "Хеншель" сочли морально устаревшим и уже осенью 1938 года сняли с производства.

Всего было построено 229 серийных экземпляров Нs-123, то есть, совсем немного, даже по довоенным меркам. 14 из них продали китайцам, еще 16 - отправили в Испанию в составе легиона "Кондор", воевавшего на стороне франкистских мятежников. Там они и остались. Таким образом, строевым частям Люфтваффе досталось менее 200 машин. Весной 1940 года, к началу гитлеровского блицкрига, большинство "Хеншелей" было выведено из боевого состава и распределено по летным школам. Лишь одну штурмовую авиагруппу II.Schl/LG.2, состоявшую из 45 машин, вооружили этим "старьем". А дальше началось самое интересное.

Во время французской кампании Нs-123 показал исключительно высокую боевую эффективность, даже на фоне более новых скоростных бомбардировщиков. Его относительная медлительность стала не минусом, а плюсом, позволяя пилотам тщательнее прицеливаться и более точно сбрасывать бомбы. При этом небольшие размеры машины в сочетании с высокой маневренностью и очень выносливой конструкцией (недаром фирма "Хеншель" ранее специализировалась на паровозах) делали Нs-123 сложной мишенью как для зениток, так и для истребителей. Потери "Хеншелей" оказались самыми низкими из всех типов немецких фронтовых бомбардировщиков.

В 1941 году "Хеншели" не менее успешно воевали в Югославии и Греции, но их "звездным часом" стала советско-германская война. По состоянию на 22 июня 1941 года в II.Schl/LG.2 оставалось всего 22 Hs-123, но они очень интенсивно воевали сперва на северном участке фронта, дойдя до Ленинграда, а потом - участвовали в битве за Москву. За свою "ювелирную" работу самолет получил столь высокую оценку командования наземных войск, что весной 1942 года в Германии срочно собрали и отправили на фронт все "Хеншели", имевшиеся в летных школах.

Боле того, на свалках были найдены все списанные машины, которые не успели отправить в переплавку. После восстановления их тоже бросили в бой. Благодаря этому количество "Хеншелей" на советско-германском фронте удалось довести до 40-50 штук и за счет ремонта поддерживать на этом уровне в течение долгого времени. Hs-123 воевали под Сталинградом и на Курской дуге, причем в условиях многократного численного превосходства советской авиации немцы применяли их как дневные штурмовики и пикирующие бомбардировщики. Похоже, что наших истребителей они совсем не опасались.

В 1943 году командующий 4-м Воздушным флотом генерал-фельдмаршал Вольфрам фон Рихтхофен обратился к фирме "Хеншель" с официальной просьбой возобновить производство Hs-123, которые были нужны Люфтваффе "как воздух, как хлеб". Ну, или примерно так. Но фирма с сожалением ответила, что оснастка для их выпуска давно уничтожена, а производственные мощности полностью загружены изготовлением иной военной продукции.

В некоторых источниках сказано, что часть "Хеншелей" во фронтовых мастерских переоборудовали в "чистые" штурмовики путем снятия подкрыльевых бомбодержателей и подвески вместо них контейнеров со скорострельными 20-мм пушками MGFF. Это позволяло Hs-123 успешно бороться с легкобронированными целями. Но мне не удалось выяснить, сколько "Хеншелей" подверглось подобной переделке и ни одной фотографии такого самолета я не нашел.

Последним эпизодом боевого применения Hs-123 в качестве дневного ударного самолета стали бои в Северной Таврии и в Крыму весной 1944 года. Затем провоевавшие более пяти лет и вконец изношенные машины переклассифицировали в ночные бомбардировщики. В этом качестве "Хеншели" применялись до осени, когда из-за нехватки бензина их окончательно поставили "на прикол". Выводов из этой истории я, пожалуй, делать не буду.

На заставке  Hs-123 во время войны в Испании. Там они за полтора года совершили сотни боевых вылетов, а республиканцам удалось сбить всего два таких самолета.


Компоновочная схема  Hs-123. Рядом - подвесной бензобак и две 50-килограммовые бомбы.


Вверху: Hs-123 с послевоенными опознавательными знаками испанских ВВС. В этой стране "Хеншели" состояли на вооружении до 1954 года.
Внизу: Hs-123 из состава авиагруппы II.Schl/LG.2, воевавшей в 1941-44 годах на советско-германском фронте.


Прототип Hs-123 на испытаниях. Трехлопастный винт впоследствии заменили двухлопастным.


 Подготовка Hs-123 к боевому вылету зимой 1942-43 годов. Обтекатели шасси на полевых аэродромах советско-германского фронта обычно снимали, чтобы они не забивались снегом или травой.


Hs-123 с подвесным баком.


Подбитый Hs-123, совершивший вынужденную посадку на своей территории. Обратите внимание, что у самолета оторвана законцовка верхнего крыла и видна пробоина от крупнокалиберной пули в задней стенке кабины. Судя по всему, пилоту крупно повезло, эта пуля прошла в нескольких сантиметрах от его головы.
сточник и подробности: http://www.airaces.ru/plane/henschel-hs-123.html
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Аналогом выступает, скорее, Чайка. ПО-2 совсем другой класс машин, хоть компоновка и похожая.
...переоборудовали в "чистые" штурмовики путем снятия подкрыльевых бомбодержателей и подвески вместо них контейнеров со скорострельными 20-мм пушками MGFF... есть фото "модельки" подобного А ещё были варианты с контейнерами MG17

Edited at 2019-05-09 03:19 am (UTC)
Естественно, модельки я видел, но где гарантия, что они сделаны не "от балды"?
Кстати, на нижней фотке не пушки, а осколочные бомбы со штоковыми взрывателями.
Фюзеляж фокке-вульфовской Доры FW 190 чем то напоминает фюзеляж этого самолёта, есть какие то мотивы
Что то мне подсказывает, что сейчас вы получите люлей. Судя по вашему посту поздравлять с НАШЕЙ Победой вас - будет троллинг.
Да не такая уж и неизвестная машина. В принципе она входит в десятку немецких боевых самолетов которые приходят на ум если спросят. Не-177 пусть и выпущен в больших количествах вспоминаешь не сразу.
Красивый и функциональный.
вспоминая его и "Чайки" в роли штурмовиков с позиции послезнания кажется что поторопились с отказом от бипланов в штурмовых частях.
И-16 "по земле" показали себя не хуже "Чайки". ИМХО - если бы вместо И-15бис и И-153 силы бросили на доработку И-16 , то толку было бы больше.
С днем победы Союза Советских социалистических республик, советского народа над фашистской Германией!
На вид очень опасная и живучая машина. Соперник Ю-87. Вероятно, на проигрыш конкуренту повлияло и отсутствие стрелка. Маневренность безусловно лучше, чем у Ю-87. Интересно, что ставить более мощный двигатель было бы нецелесообразно. Интересно, какая достигалась точность бомбометания с пикирования? Штука могла положить бомбу в круг радиуса 10м.