я

Ненужный теневик



Ровно через 17 лет после "Опоссума", 13 мая 1940 года  в Англии впервые поднялся в воздух еще один летающий курьез - самолет GAL38 Fleet Shadower, построенный фирмой General Aircraft по заказу Адмиралтейства. Заказ предусматривал создание разведчика, базирующегося на авианосцах и способного в течение долгого времени барражировать над морем, причем не только в дневное, но и в ночное время. Предполагалось, что такой самолет в случае обнаруженя вражеской эскадры будет лететь за ней на безопасном расстоянии, периодически сообщая по радио ее координаты.

Отсюда - название программы Fleet Shadower, что можно перевести, как "флотский преследователь, подобный тени". Главным требованием контракта была способность в течение как минимум шести часов лететь на высоте 1500 футов (457 м) со скоростью не более 38 узлов, то есть 70 км/ч. Чтобы уложиться в эти рамки, фирма General Aircraft разработала весьма нетривиальную конструкцию - трехкилевой подкосный полутораплан с развитой механизацией крыла и четырьмя маломощными звездообразными моторчиками Pobjoy Niagara, развивавшими всего по 125 л.с.

Таким образом, Fleet Shadower стал единственным в мире четырехдвигательным палубным самолетом. При этом его внешность была такова, что он вполне мог претендовать на приз в конкурсе самых неказистых летательных аппаратов. Но на подобные вещи англичане с их чисто утилитарным подходом к авиации никогда не обращали внимания. Зато Fleet Shadower мог устойчиво держаться в воздухе на скорости всего 63 км/ч, расходуя при этом очень мало топлива, а продолжительность беспосадочного полета достигала 10 часов.

Экипаж состоял из трех человек - пилота, штурмана-наблюдателя и бортрадиста, вооружение не предусматривалось. По условиям авианосного базирования, самолет сделали складным. В стояночном положении консоли крыла вместе с мотогондолами поворачивались назад и укреплялись вдоль фюзеляжа. При весьма солидных размерах (размах крыла - 17 м, длина фюзеляжа - 11) Fleet Shadower получился довольно легким. Взлетная масса полностью загруженной машины - всего 3900 кг, то есть, меньше, чем у многих одноместных одномоторных истребителей времен войны.

Испытания выявили недостаточную путевую устойчивость, заставив полностью переделать хвостовое оперение с заменой трех маленьких килей одним большим. Стабильность улучшилась, но в сентябре 1941 года программу все равно закрыли, а прототип отправили на слом, поскольку выяснилось, что с его задачами гораздо более эффективно и независимо от погодных условий справляются корабельные радары. Та же участь постигла альтернативный прототип Fleet Shadower, построенный осенью 1940 года фирмой Airspeed. 






Fleet Shadower после переделки хвостового оперения.


Альтернативный Fleet Shadower фирмы Airspeed. От своего конкурента он отличался отсутствием носовой стойки шасси и нижнего крыла.  
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Отвечу сам себе. Автор поста упустил деталь спецификации S.23/37, которая и привела к появлению этого самолета. Там говорится про "an aircraft that could shadow enemy fleets at night". То есть именно чистый ночной наблюдатель. Такому, действительно, не стоит опасаться истребителей противника.
Вы хотите сказать, что он предназначался ТОЛЬКО для ночных полетов? Это не так.
Разумеется, если самолет может летать ночью, он может летать и днем :) Но задание было на ночного наблюдателя, отсюда требование к низкой минимальной скорости, чтобы не потерять эскадру в ночи. И поэтому пренебрежение опасностью от вражеских самолетов.
Но днем-то теоретически есть опасность. Просто ей решили пренебречь, поскольку в тогдашнем германском флоте лишь несколько кораблей имело гидропланы, способные выступать в роли эрзац-перехватчиков.
Думаю, что все же основным было ночное предназначение самолета.
А для дневной разведки держать на авианосце какой-то другой самолет? Это нерационально.
>А для дневной разведки держать на авианосце какой-то другой самолет?

В 1930е годы скажем Япония не стеснялась строить для кораблей отдельно ночные и отдельно дневные самолеты разведчики. И те и те катапультные в японской концепции.

И только Е13А который появился в конце 1930х и по мнению японцев был одинаково пригоден как ночной и дневной прекратил эту расточительную практику.
То есть, когда начинало темнеть, один возвращался и садился, а другой взлетал? Извращенцы. :)
> один возвращался и садился, а другой взлетал? Извращенцы. :)

Ага - один - ночной дальний разведчик - это летающая лодка - больше безопасность при ночной посадке. другой дневной дальний разведчик поплавковый - больше запас топлива и продолжительность патрулирования и третий самолет - дневной ближний разведчик.
А че? Удобно.

ночные корабельные разведчики:

Аичи Е10

http://www.airwar.ru/enc/flyboat/e10a.html

Аичи Е11
http://www.airwar.ru/enc/sww2/e11a.html

11е - "Лаура" даже повоевали с кораблей в первый год войны в 1941-42м