я

Каналоармейцы Людовика четырнадцатого



20 мая 1681 года торжественно открылся Королевский Лангедокский канал протяженностью 241 километр - крупнейшее и наиболее сложное гидротехническое сооружение тогдашней Европы. Оно соединило реку Гаронна, впадающую в Бискайский залив, со Средиземным морем, сделав возможной водную транспортировку грузов из Атлантики в Средиземноморье по территории Франции, а не в обход Пиренейского полуострова.

Для французов это было особенно актуально, поскольку они в те годы часто воевали с испанцами, которые контролировали Гибралтарский пролив. К тому же, путь по Гаронне и Лангедокскому каналу был во много раз короче, гораздо быстрее и намного безопаснее, чем плавание вокруг Испании, так как на этом пути не приходилось опасаться пиратов и штормов.

Прорыть канал между восточном и западным побережьями будущей Франции намеревались еще древние римляне, но, изучив маршрут, решили, что это невозможно. В девятом веке та же идея посетила Карла Великого, а в 16-м - французского короля Франциска Первого, который предложил гостившему у него Леонардо да Винчи разработать проект канала. Но великий ученый, ознакомившись с местностью, пришел к тому же выводу, что и древнеримские архитекторы.

Однако, спустя еще полтора столетия, в эпоху "Короля-солнца" Людовика-XIV технологии достигли такого уровня, что канал все же был построен и действует до сих пор. О том, насколько сложные задачи пришлось решить при его строительстве, говорит, хотя бы, тот факт, что начальная точка канала находится в 80 метрах выше уровня моря, а суммарный перепад высот на трассе достигает 190 метров! Чтобы его компенсировать, пришлось сооорудить 90 шлюзов, причем в некоторых местах они идут каскадом, подобно огромным лестницам.

В районе Мальпаса канал проходит по тоннелю, прорубленному в скале, а реку Орб он пересекает под прямым углом по специально сооруженному акведуку. Для подпитки канала водой в засушливые периоды было построено несколько водохранилищ, соединенных с руслом длинными водоводами, облицованными камнем.

В общем, по меркам XVII века это было грандиозное сооружение, которое 12 тысяч рабочих строили вручную в течение 14 лет, выкопав лопатами и переместив на носилках и тачках более семи миллионов кубометров грунта. Если на пути встречались скалы, их долбили кирками или взрывали порохом. При этом труд строителей был добровольным и неплохо оплачивался. Землекоп получал в день 20 су, что вдвое превышало средний заработок батрака в сельском хозяйстве. Поэтому руководство строительства не испытывало недостатка в рабочей силе.

Канал обошелся королевской казне в астрономическую сумму 50 миллионов ливров. Разумеется, перевозка людей и грузов по нему была платной, но все равно расходы окупились лишь за много десятилетий. Поначалу канал приносил ежегодный доход в 600-700 тысяч ливров, а к концу XVIII века - около миллиона, но часть этих сумм шла на обслуживание, очистку и текущий ремонт.

В начале эксплуатации по каналу ходили 120 специально построенных грузовых и пассажирских барж, буксируемых лошадьми. Постепенно их число выросло до 250. В середине XIX века на смену лошадкам пришли более быстроходные паровые буксиры, однако, понадобилось еще несколько десятков лет, чтобы они полностью вытеснили конную тягу. К началу ХХ века в связи с бурным распространением железнодорожного транспорта значение канала резко снизилось, а грузопоток по нему стал сокращаться, пока не упал до нуля.

Тем не менее, канал, прослуживший более 250 лет, не закрыли. Сейчас по этому старинному водному пути ходят экскурсионные суда, а также - частные прогулочные катера и яхты. На заставке - современный вид канала в районе Тулузы. Деревья, высаженные по его берегам и образующие "зеленый коридор", играют не только декоративную роль. Они защищают канал от солнца, снижая испарение и препятствуя пересыханию в летнюю жару.





Старинная и современная схемы Королевского канала. Во времена революции 1789-94 годов, стершей с французских карт любые упоминания о монархии, он был переименован в Южный канал.


Один из шлюзов Южного канала на снимке XIX века. Деревянные створки ворот тогда открывались и закрывались вручную, вращением рукояток. Сейчас они заменены металлическими и приводятся в движение электромоторами.


Стандартная конная баржа на фото того же периода.


Проектный чертеж типового моста Коломбьерс и современный вид этого моста, сооруженного в 1676 году. Всего через Южный канал перекинуто 130 аналогичных мостовых переходов.


Экскурсионный кораблик проплывает по акведуку над рекой Орб.


Участок канала, проходящий в тоннеле.
promo vikond65 июнь 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
круть! даже не знаю с чем современным сравнить этот мегапроект.

Edited at 2019-05-20 04:04 am (UTC)
"современным" сегодняшнего дня,недели,месяца,года? или 20-го века?)) К стати "Крымский мост" тоже мега проект!)
ну если брать ближайшие 100 лет, то могу сравнить с Транссибом. Крымский мост же как то мелко. а вот мост из Гонконга в Макао, пожалуй да.
так в чём проблема? твои слова "даже не знаю с чем современным сравнить этот мегапроект.")) Ты ещё из "мегапроектов" забыл "Беломорканал";"канал им. Москвы";"Панамский канал";"Суэцкий канал"...если брать по сложности,не мега проекты не?)
ну вот и напомнили про мост. спасибо))) может еще что есть?)))
>круть! даже не знаю с чем современным сравнить этот мегапроект.

можно с более древним - Китай, великий канал - 1700 с гаком км

китайская цивилизация учит нас что не тара пися... Трапица не надо :)
Вы уже второй раз пишете "к стати".
Значит это не опечатка)