я

Каналоармейцы Людовика четырнадцатого



20 мая 1681 года торжественно открылся Королевский Лангедокский канал протяженностью 241 километр - крупнейшее и наиболее сложное гидротехническое сооружение тогдашней Европы. Оно соединило реку Гаронна, впадающую в Бискайский залив, со Средиземным морем, сделав возможной водную транспортировку грузов из Атлантики в Средиземноморье по территории Франции, а не в обход Пиренейского полуострова.

Для французов это было особенно актуально, поскольку они в те годы часто воевали с испанцами, которые контролировали Гибралтарский пролив. К тому же, путь по Гаронне и Лангедокскому каналу был во много раз короче, гораздо быстрее и намного безопаснее, чем плавание вокруг Испании, так как на этом пути не приходилось опасаться пиратов и штормов.

Прорыть канал между восточном и западным побережьями будущей Франции намеревались еще древние римляне, но, изучив маршрут, решили, что это невозможно. В девятом веке та же идея посетила Карла Великого, а в 16-м - французского короля Франциска Первого, который предложил гостившему у него Леонардо да Винчи разработать проект канала. Но великий ученый, ознакомившись с местностью, пришел к тому же выводу, что и древнеримские архитекторы.

Однако, спустя еще полтора столетия, в эпоху "Короля-солнца" Людовика-XIV технологии достигли такого уровня, что канал все же был построен и действует до сих пор. О том, насколько сложные задачи пришлось решить при его строительстве, говорит, хотя бы, тот факт, что начальная точка канала находится в 80 метрах выше уровня моря, а суммарный перепад высот на трассе достигает 190 метров! Чтобы его компенсировать, пришлось сооорудить 90 шлюзов, причем в некоторых местах они идут каскадом, подобно огромным лестницам.

В районе Мальпаса канал проходит по тоннелю, прорубленному в скале, а реку Орб он пересекает под прямым углом по специально сооруженному акведуку. Для подпитки канала водой в засушливые периоды было построено несколько водохранилищ, соединенных с руслом длинными водоводами, облицованными камнем.

В общем, по меркам XVII века это было грандиозное сооружение, которое 12 тысяч рабочих строили вручную в течение 14 лет, выкопав лопатами и переместив на носилках и тачках более семи миллионов кубометров грунта. Если на пути встречались скалы, их долбили кирками или взрывали порохом. При этом труд строителей был добровольным и неплохо оплачивался. Землекоп получал в день 20 су, что вдвое превышало средний заработок батрака в сельском хозяйстве. Поэтому руководство строительства не испытывало недостатка в рабочей силе.

Канал обошелся королевской казне в астрономическую сумму 50 миллионов ливров. Разумеется, перевозка людей и грузов по нему была платной, но все равно расходы окупились лишь за много десятилетий. Поначалу канал приносил ежегодный доход в 600-700 тысяч ливров, а к концу XVIII века - около миллиона, но часть этих сумм шла на обслуживание, очистку и текущий ремонт.

В начале эксплуатации по каналу ходили 120 специально построенных грузовых и пассажирских барж, буксируемых лошадьми. Постепенно их число выросло до 250. В середине XIX века на смену лошадкам пришли более быстроходные паровые буксиры, однако, понадобилось еще несколько десятков лет, чтобы они полностью вытеснили конную тягу. К началу ХХ века в связи с бурным распространением железнодорожного транспорта значение канала резко снизилось, а грузопоток по нему стал сокращаться, пока не упал до нуля.

Тем не менее, канал, прослуживший более 250 лет, не закрыли. Сейчас по этому старинному водному пути ходят экскурсионные суда, а также - частные прогулочные катера и яхты. На заставке - современный вид канала в районе Тулузы. Деревья, высаженные по его берегам и образующие "зеленый коридор", играют не только декоративную роль. Они защищают канал от солнца, снижая испарение и препятствуя пересыханию в летнюю жару.





Старинная и современная схемы Королевского канала. Во времена революции 1789-94 годов, стершей с французских карт любые упоминания о монархии, он был переименован в Южный канал.


Один из шлюзов Южного канала на снимке XIX века. Деревянные створки ворот тогда открывались и закрывались вручную, вращением рукояток. Сейчас они заменены металлическими и приводятся в движение электромоторами.


Стандартная конная баржа на фото того же периода.


Проектный чертеж типового моста Коломбьерс и современный вид этого моста, сооруженного в 1676 году. Всего через Южный канал перекинуто 130 аналогичных мостовых переходов.


Экскурсионный кораблик проплывает по акведуку над рекой Орб.


Участок канала, проходящий в тоннеле.
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
правда, но это не мудрено учитывая территорию и население
хотя в серебре собирали не так много, не сильно больше франции

это потому что с одной стороны в китае были низкие налоги, с другой -- серебро дороже чем в европе
мегапроекты не знаю, вообще благодаря пороху с конца 17 века стали активно рыть туннели, каналы и дороги прокладывать, но по большей части это были небольшие локальные проекты

Edited at 2019-05-20 06:11 am (UTC)
Класс, значит в Европе, в 17 веке, была одна супердержава, Французское королевство. А на Дальнем Востоке, другая, Цинь. Интересно еше, почему Испания, над которой не заходило солнце, так мало получала. Я всегда считал, что именно иберийцы до 18 века- богатейшие жители Старого света.
пик могущества испании 16 век (в табличку не попал), благодаря притоку серебра из америки. но благодаря ему же экономика испании не развивалась. испания с позднего средневековья начала отставать в развитии. плюс население (не считая колоний) было в 2 раза меньше чем во франции. в 18 веке она была уже относительно бедной страной..
Спасибо за содержательный ответ. Удивительно, как рванула Британия в 18 веке. И еще удивительней, как бедная Россия смогла стать "державой" тогда же

Edited at 2019-05-20 07:26 am (UTC)
Уральская металлургия, вывоз продовольствия из Новороссии через черноморские порты, американские и сибирские меха.

Россия была не бедная, а слабо монетизированная. Централизация государства, укрепление связей между регионами, кооперация и производственная специализация регионов поспособствовали экономическому росту.
"вывоз продовольствия из Новороссии", по моему это уже 19 век. А так конечно, серебра не хватало, как то выкручивались.
британия рванула еще с середины 17го, я думаю благодаря углю
а бедность не так важна если есть большое население, по крайней мере до 19 века
дефицит серебра опять же искажает картину, по ппс я думаю россия не сильно отставала
а полунищее крестьянство было во всех странах, кроме может голландии которая импортировала зерно с балтики
А ещё там прошли буржуазные революции (со всеми вытекающими), и на престол сел Вилли-3 (Оранский), фактически объединивший бывших врагов (Англию и Голландию), и Шотландию с Ирландией. И надававший "по щщам" вместе с австрийцами тому самому "Королю-Солнце" так, что скоро и во Франции случилась революция.
уже в 16 веке голландские владения Габсбургов давали больше дохода казне чем все южноамериканские рудники, в конце 16 века они откололись, соответственно упал и доход.
интересно, нидерланды же маленькая страна, хоть и богатая
а сколько испанцы с них получали?
Причём до этого пика Испания также была крайне бедной - многовековая Реконкиста и т.п.
ну не крайне.. на среднем уровне, может чуть хуже
в начале 13 века уже большую часть испании отвоевали у мавров



и на пике не сказать что богатая, кстати..