я

Каналоармейцы Людовика четырнадцатого



20 мая 1681 года торжественно открылся Королевский Лангедокский канал протяженностью 241 километр - крупнейшее и наиболее сложное гидротехническое сооружение тогдашней Европы. Оно соединило реку Гаронна, впадающую в Бискайский залив, со Средиземным морем, сделав возможной водную транспортировку грузов из Атлантики в Средиземноморье по территории Франции, а не в обход Пиренейского полуострова.

Для французов это было особенно актуально, поскольку они в те годы часто воевали с испанцами, которые контролировали Гибралтарский пролив. К тому же, путь по Гаронне и Лангедокскому каналу был во много раз короче, гораздо быстрее и намного безопаснее, чем плавание вокруг Испании, так как на этом пути не приходилось опасаться пиратов и штормов.

Прорыть канал между восточном и западным побережьями будущей Франции намеревались еще древние римляне, но, изучив маршрут, решили, что это невозможно. В девятом веке та же идея посетила Карла Великого, а в 16-м - французского короля Франциска Первого, который предложил гостившему у него Леонардо да Винчи разработать проект канала. Но великий ученый, ознакомившись с местностью, пришел к тому же выводу, что и древнеримские архитекторы.

Однако, спустя еще полтора столетия, в эпоху "Короля-солнца" Людовика-XIV технологии достигли такого уровня, что канал все же был построен и действует до сих пор. О том, насколько сложные задачи пришлось решить при его строительстве, говорит, хотя бы, тот факт, что начальная точка канала находится в 80 метрах выше уровня моря, а суммарный перепад высот на трассе достигает 190 метров! Чтобы его компенсировать, пришлось сооорудить 90 шлюзов, причем в некоторых местах они идут каскадом, подобно огромным лестницам.

В районе Мальпаса канал проходит по тоннелю, прорубленному в скале, а реку Орб он пересекает под прямым углом по специально сооруженному акведуку. Для подпитки канала водой в засушливые периоды было построено несколько водохранилищ, соединенных с руслом длинными водоводами, облицованными камнем.

В общем, по меркам XVII века это было грандиозное сооружение, которое 12 тысяч рабочих строили вручную в течение 14 лет, выкопав лопатами и переместив на носилках и тачках более семи миллионов кубометров грунта. Если на пути встречались скалы, их долбили кирками или взрывали порохом. При этом труд строителей был добровольным и неплохо оплачивался. Землекоп получал в день 20 су, что вдвое превышало средний заработок батрака в сельском хозяйстве. Поэтому руководство строительства не испытывало недостатка в рабочей силе.

Канал обошелся королевской казне в астрономическую сумму 50 миллионов ливров. Разумеется, перевозка людей и грузов по нему была платной, но все равно расходы окупились лишь за много десятилетий. Поначалу канал приносил ежегодный доход в 600-700 тысяч ливров, а к концу XVIII века - около миллиона, но часть этих сумм шла на обслуживание, очистку и текущий ремонт.

В начале эксплуатации по каналу ходили 120 специально построенных грузовых и пассажирских барж, буксируемых лошадьми. Постепенно их число выросло до 250. В середине XIX века на смену лошадкам пришли более быстроходные паровые буксиры, однако, понадобилось еще несколько десятков лет, чтобы они полностью вытеснили конную тягу. К началу ХХ века в связи с бурным распространением железнодорожного транспорта значение канала резко снизилось, а грузопоток по нему стал сокращаться, пока не упал до нуля.

Тем не менее, канал, прослуживший более 250 лет, не закрыли. Сейчас по этому старинному водному пути ходят экскурсионные суда, а также - частные прогулочные катера и яхты. На заставке - современный вид канала в районе Тулузы. Деревья, высаженные по его берегам и образующие "зеленый коридор", играют не только декоративную роль. Они защищают канал от солнца, снижая испарение и препятствуя пересыханию в летнюю жару.





Старинная и современная схемы Королевского канала. Во времена революции 1789-94 годов, стершей с французских карт любые упоминания о монархии, он был переименован в Южный канал.


Один из шлюзов Южного канала на снимке XIX века. Деревянные створки ворот тогда открывались и закрывались вручную, вращением рукояток. Сейчас они заменены металлическими и приводятся в движение электромоторами.


Стандартная конная баржа на фото того же периода.


Проектный чертеж типового моста Коломбьерс и современный вид этого моста, сооруженного в 1676 году. Всего через Южный канал перекинуто 130 аналогичных мостовых переходов.


Экскурсионный кораблик проплывает по акведуку над рекой Орб.


Участок канала, проходящий в тоннеле.
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
по любому всякими шариковыми ВВП ППС (СОВОКУПНОМУ) Китай даже во времена погромных Тайпинских войн был мировым лидером.
ВВП ППС неинтересно, важен реальный Валовый продукт. Но конечно мы видим, что на наших глазах Китай превращается (возвращается) в мирового лидера (в одного из двух), мировая история меняется на глазах. Хорошо что у России имеется замечательный уравниватель, никакой сверхдержаве не придет в голову что то поменять в российских границах (или головах).