я

Раскол России

rokovoj-sobor_1_2

Сегодня - очень важная дата в российской истории, о которой почему-то никто не вспоминает. 23 мая 1666 года Большой Церковный собор в Москве проклял адептов "старой веры", объявив их раскольниками, еретиками, супостатами и "дьявольским отродьем". В тот же день был приговорен к пожизненному заключению в Пустозерском остроге лидер старообрядцев протопоп Аввакум Петров. Но потом "обновленцы" пошли дальше и заживо сожгли Аввакума, а заодно и его помощника, дьякона Федора.

С этого дня раскол русской православной церкви перешел из разряда богословских дискуссий и церковно-административных мероприятий в новую, огненно-кровавую стадию, продолжавшуюся много десятилетий и унесшую жизни сотен тысяч человек. Если бы Россия уже жила по новому летоисчислению, староверы наверняка обратили бы внимание на три "антихристовы" шестерки в обозначении 1666 года и обыграли их в своей пропаганде. Однако тогда русские считали, что они живут в 7174 году от сотворения мира.

События эпохи раскола неизбежно вызывают у современного человека ощущение какого-то абсурда, граничащего с безумием. Западноевропейская реформация и контрреформация с их многолетними религиозными войнами были ничуть не менее свирепыми и кровопролитными. Но там всё объяснялось вполне рационально: реформаторы хотели сделать религию более простой, дешевой и необременительной, а церковников - менее алчными и подконтрольными прихожанам. Разумеется, это вызвало яростное противодействие католического духовенства, отодвигаемого от кормушки и от власти, но зачастую имевшего большое влияние на свою паству.

У нас же "реформа" патриарха Никона касалась лишь мелочных богослужебных формальностей и незначительных, по сути дела ни на что не влиявших корректировок религиозных текстов. И из-за этих формальностей в стране началась грандиозная смута, сопровождавшаяся вооруженными восстаниями, массовыми казнями, групповыми самоубийствами и бегством огромного числа людей в глухие, отдаленные районы. Думаю, не надо говорить, насколько сильно это тормозило развитие страны и подрывало ее и без того далеко не процветавшую экономику.

Только с 1676 по 1685 год и только по задокументированным данным, свыше 20 тысяч (!) старообрядцев добровольно сожгли сами себя заживо всего лишь из-за того, что от них потребовали креститься тремя, а не двумя пальцами. Реальная цифра наверняка была намного больше. И это при том, что христианство запрещает самоубийства по любому поводу. Опять-таки, по официальным данным переписей, около миллиона человек, то есть, почти 10% тогашнего населения России "ушли в бега". Сочетание ничтожности повода и тяжести последствий просто шокирует.

На заставке - картина А.Д.Кившенко: "Греческие священники указывают патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу на расхождения в текстах греческих и русских богослужебных книг". С устранения этих разночтений, возникших из-за ошибок при многочисленных переписываниях, началась история раскола. Очень многие священники отказались принять изменения, посчитав их происками сатаны.

Vo_vremena_raskola
С.В. Иванов, "Во время раскола". На картине изображено изъятие для последующего уничтожения старообрядных церковных книг.

image001
Слева старообрядческие жесты и церковные атрибуты, справа - "никонианские". Смотри, не перепутай!


Еще одна учебная картина XVIII века на ту же тему.

4a745c427b598a4c8846ad9fe2b
Протопопа Аввакума конвоируют в ссылку. Картина С.Д. Милорадовича.

1456909358.4099Solovetsky_Monastery_Uprising
Картина того же автора "Черный собор". Противники никонианской реформы провели в Соловецком монастыре свой, антипатриарший церковный собор, который закончился призывом к вооруженному восстанию.

175494
Подавление Соловецкого бунта воеводой Мещериновым, старообрядческий лубок. Осада монастыря длилась три года и завершилась взятием крепости благодаря предательству одного из защитников, указавшего царским стрельцам тайный проход вовнутрь. После этого начались массовые казни.

soloveckoevos25
Еще две старообрядческие листовки с изображениями расправ над адептами древлеправославного обряда.

dispute-faith
"Спор о вере", картина В.Г. Перова. Изображен диспут между раскольниками и "никонианами", прошедший в 1682 году в Кремле в присутствии царевны Софьи. В ходе богословской дискуссии один из идеологов раскола суздальский священник Никита Добрынин по прозвищу Пустосвят ударил с размаха тяжелым распятием по лицу холмогорского епископа Афанасия. На этом прения завершились, а Пустосвята на следующий день обезглавили. Какая интересная и насыщенная была у людей жизнь...

0_12402f_6f9a695e_XXL
Самосожжение раскольников, картина Г.Г. Мясоедова.

03410
Старообрядческие карикатуры XVIII века на патриарха Никона, "царя-антихриста" Петра Первого и "продавшегося дьяволу" священника-никонианца.
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Хотели стать мировым центром православия, а для этого надо было унифицировать богослужение с греческим. Иначе, греки бы не признали главенство русского патриарха. Впрочем, они все равно его не признали, так что, затея оказалась провальной.
унифицировать богослужение с греческим? Бред.
До 1607 г. русская ПЦ была митрополией Константинополя, т.е. во главе ее стоял митрополит, который выбирался на Руси, но был нелегитимен без утверждения его в Константинополе-Стамбуле. До 1607 года. Русская церковь представляла из себя тоже что, например, нынешняя УПЦ Моск. патриархата представляет по отношению к РПЦ. Все свои каноны она должна была заверять за границей (какая еще большая унификация может быть?). Прекратил это Б.Годунов. И стал Патриархат, независимость. В Византии был такой император Юстиниан 1, именно он сформулировал тему необходимости единства церкви и государства и (если я правильно помню) где-то в 535 г. н.э. им совместно с Константинопольским тогдашним патриархом (каким - не помню) был оглашен документ, который так и назывался "Симфония" (единозвучие), по которому церковь получала часть полномочий гос-адм. аппарата. А поскольку Русская церковь юридически и практически являлась ответвлением от Константинопольской (я специально не пишу "Византийской", в Византии, кроме Константинополя, патриархи еще были в Иерусалиме, Антиохе, Дамасске... и ещё штуки четыре) так вот именно от того на Руси попы и дьяки изначально были основой госаппарата и занимались не только делами веры, но и иностранных сношений, образования и т.д. И главным документом реформы 1666-67 гг. было решение о разделе сфер деятельности Церкви и царя, т.е. попытка секуляризации, отделения гос-ва от церкви. Что и не приняли в первую очередь те, кого теперь зовут "старообрядцы". И гнобить данных лиц стали, соответственно, ровно за то, за что ста годами ранее, в Англии Генрих 8 начал сажать и вешать католиков, отказавшихся признать его указ о создании англиканской церкви. Если уж проводить параллели с Реформацией на Западе, то именно староверы здесь будут в роли сторонников Римского папы, а Никон и РПЦ - в роли протестантов.
И печально, что автор блога, вместо того чтобы разобраться, просто скопировал откуда-то выжимку из пособия для атеиста-агитатора совдеповских времен. И комментаторы тут подстать.
Re: унифицировать богослужение с греческим? Бред.
Патриарх Никон - борец за секуляризацию? Оригинально...
Всегда это бесило в истории РПЦ. Кто больше нуждался в деньгах? Вот и надо было унифицировать хотя бы по принципу 50 на 50. А если нет - идите лесом и хрен вам а не деньги. Можно вообще выкатить по типу: мы мусульман (Орду) выдворили, а вы нет. Значить бог с нами и правы мы.