я

Раскол России

rokovoj-sobor_1_2

Сегодня - очень важная дата в российской истории, о которой почему-то никто не вспоминает. 23 мая 1666 года Большой Церковный собор в Москве проклял адептов "старой веры", объявив их раскольниками, еретиками, супостатами и "дьявольским отродьем". В тот же день был приговорен к пожизненному заключению в Пустозерском остроге лидер старообрядцев протопоп Аввакум Петров. Но потом "обновленцы" пошли дальше и заживо сожгли Аввакума, а заодно и его помощника, дьякона Федора.

С этого дня раскол русской православной церкви перешел из разряда богословских дискуссий и церковно-административных мероприятий в новую, огненно-кровавую стадию, продолжавшуюся много десятилетий и унесшую жизни сотен тысяч человек. Если бы Россия уже жила по новому летоисчислению, староверы наверняка обратили бы внимание на три "антихристовы" шестерки в обозначении 1666 года и обыграли их в своей пропаганде. Однако тогда русские считали, что они живут в 7174 году от сотворения мира.

События эпохи раскола неизбежно вызывают у современного человека ощущение какого-то абсурда, граничащего с безумием. Западноевропейская реформация и контрреформация с их многолетними религиозными войнами были ничуть не менее свирепыми и кровопролитными. Но там всё объяснялось вполне рационально: реформаторы хотели сделать религию более простой, дешевой и необременительной, а церковников - менее алчными и подконтрольными прихожанам. Разумеется, это вызвало яростное противодействие католического духовенства, отодвигаемого от кормушки и от власти, но зачастую имевшего большое влияние на свою паству.

У нас же "реформа" патриарха Никона касалась лишь мелочных богослужебных формальностей и незначительных, по сути дела ни на что не влиявших корректировок религиозных текстов. И из-за этих формальностей в стране началась грандиозная смута, сопровождавшаяся вооруженными восстаниями, массовыми казнями, групповыми самоубийствами и бегством огромного числа людей в глухие, отдаленные районы. Думаю, не надо говорить, насколько сильно это тормозило развитие страны и подрывало ее и без того далеко не процветавшую экономику.

Только с 1676 по 1685 год и только по задокументированным данным, свыше 20 тысяч (!) старообрядцев добровольно сожгли сами себя заживо всего лишь из-за того, что от них потребовали креститься тремя, а не двумя пальцами. Реальная цифра наверняка была намного больше. И это при том, что христианство запрещает самоубийства по любому поводу. Опять-таки, по официальным данным переписей, около миллиона человек, то есть, почти 10% тогашнего населения России "ушли в бега". Сочетание ничтожности повода и тяжести последствий просто шокирует.

На заставке - картина А.Д.Кившенко: "Греческие священники указывают патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу на расхождения в текстах греческих и русских богослужебных книг". С устранения этих разночтений, возникших из-за ошибок при многочисленных переписываниях, началась история раскола. Очень многие священники отказались принять изменения, посчитав их происками сатаны.

Vo_vremena_raskola
С.В. Иванов, "Во время раскола". На картине изображено изъятие для последующего уничтожения старообрядных церковных книг.

image001
Слева старообрядческие жесты и церковные атрибуты, справа - "никонианские". Смотри, не перепутай!


Еще одна учебная картина XVIII века на ту же тему.

4a745c427b598a4c8846ad9fe2b
Протопопа Аввакума конвоируют в ссылку. Картина С.Д. Милорадовича.

1456909358.4099Solovetsky_Monastery_Uprising
Картина того же автора "Черный собор". Противники никонианской реформы провели в Соловецком монастыре свой, антипатриарший церковный собор, который закончился призывом к вооруженному восстанию.

175494
Подавление Соловецкого бунта воеводой Мещериновым, старообрядческий лубок. Осада монастыря длилась три года и завершилась взятием крепости благодаря предательству одного из защитников, указавшего царским стрельцам тайный проход вовнутрь. После этого начались массовые казни.

soloveckoevos25
Еще две старообрядческие листовки с изображениями расправ над адептами древлеправославного обряда.

dispute-faith
"Спор о вере", картина В.Г. Перова. Изображен диспут между раскольниками и "никонианами", прошедший в 1682 году в Кремле в присутствии царевны Софьи. В ходе богословской дискуссии один из идеологов раскола суздальский священник Никита Добрынин по прозвищу Пустосвят ударил с размаха тяжелым распятием по лицу холмогорского епископа Афанасия. На этом прения завершились, а Пустосвята на следующий день обезглавили. Какая интересная и насыщенная была у людей жизнь...

0_12402f_6f9a695e_XXL
Самосожжение раскольников, картина Г.Г. Мясоедова.

03410
Старообрядческие карикатуры XVIII века на патриарха Никона, "царя-антихриста" Петра Первого и "продавшегося дьяволу" священника-никонианца.
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Товарищь Волоцкой идеолог пыток и казней еретиков,прочитайте медленно его "Слово об осуждении еретиков",которая была положена в основу гос.политики.
"Жидовство" приплели как раз потому ,что по греческому канону только таких еретиков и можно было казнить.
ПС:Вам ,следуя вашей краснопузой диалектике,надо бы наградить Николая-2 орденом Ленина за создание революционной сиутации.