Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Ил-2 по-немецки

henschel-hs129-henschel-hs.jpg

Ровно 80 лет назад, 26 мая 1939 года впервые взлетел прототип немецкого штурмовика "Хеншель" Hs-129, который можно назвать аналогом советского "летающего танка" Ил-2. Правда, Ил был впоследствии растиражирован в 36 тысячах экземпляров, а "Хеншелей" построили в 40 раз меньше - всего 878 штук, включая 12 опытных и предсерийных экземпляров, не попавших на фронт.

Этим различия не заканчиваются. Главное состояло в том, что "Хеншель" был двухмоторной машиной, способной прии необходимости лететь на одном двигателе, а это повышало боевую живучесть. Всё вооружение "Хеншеля" было размещено в фюзеляже, а не в крыле, как у Ил-2, обеспечивая более высокую точность и кучность ведения огня. Кроме того, "Хеншель" вплоть до конца серийного выпуска сохранил свою одноместную концепцию. Немцы даже не думали о том, чтобы посадить в него стрелка.

Однако, несмотря на то, что Hs-129 и Ил-2 абсолютно не похожи друг на друга, сходств между ними немало. У обеих машин двигатели, бензобаки и кабины были закрыты броней, правда, у "Хеншаля" бронекапоты прикрывали моторы только снизу. При этом в жертву защищенности был принесен обзор и удобство для летчика. Кабина "Хеншеля" получилось настолько тесной, что прицел и часть приборов в ней не поместились и их пришлось монтировать снаружи. Прицел - перед лобовым стеклом, в специальном бронекожухе, а приборы контроля за работой моторов - прямо на мотогондолах.

Обзор назад у "Хеншеля" был практически нулевой, если не считать почти бесполезного маленького зеркальца заднего вида, укрепленного над кабиной. Таким же "полуслепым" был и одноместный Ил-2, правда, введение в состав экипажа стрелка отчасти решило эту проблему. Еще одно сходство между машинами - их слабая горизонтальная маневренность и неспособность к пикированию, снижавшие эффективность применения вооружения. Предельный угол пикирования Hs-129, как и Ил-2, составлял всего 30 градусов.

Немцы осознавали недостатки "Хеншеля", однако, необходимость в противотанковом штурмовике вынуждала их производить эту машину вплоть до сентября 1944 года, правда, в относительно небольших количествах, в среднем - по 30-40 самолетов в месяц. Пытаясь повысить эффективность Hs-129, они оснастили его 30-миллиметровой пушкой в подфюзеляжном контейнере, способной успешно бороться с легкими танками и даже - с Т-34, но только - при стрельбе сзади, по моторному отсеку.

Потом калибр подвесной пушки увеличили до 37 мм и наконец - до 75-мм. Получившаяся "летающая самоходка" пробивала броню любых советских танков на дистанции до 1000 м, но тактико-технические характеристики и управляемость самолета упали настолько, что его боевое применение стало проблематичным. В итоге штурмовиков с такими пушками, прозванных "Бюшеноффнер" (консервный нож), сделали всего 25 штук. На фронт они попали летом 1944 года и, как говорится, погоды не сделали.

В общем, опыт создания бронированного штурмовика в Германии нельзя назвать удачным. Судя по всему, порочной оказалась сама концепция "летающего танка", вне зависимости от способа ее воплощения, поскольку от тяжелой брони на борту относительно небольшого самолета было больше вреда, чем пользы.

196.jpg.7b4cc9455087d9b5d57383aadd75ad34.jpg
Чертежи Hs-129 с подвесной 30-миллиметроой автоматической пушкой МК-108. Стандартное (встроенное) вооружение машины состояло из двух 20-мм пушек MG-151-20 и двух пулеметов винтовочного калибра.

Hs_129.jpg
Hs-129 на испытаниях.

DYNRlxXXkAAjhbR.jpg
Пилоты Hs-129 в кабинах своих машин. На левом снимке хорошо виден коллиматроный прицел Revi перед лобовым бронестеклом. К бронекоробке прицела приварены стальные пластинки, показывающие летчику углы наводки на цель. Самолет на правом снимке оснащен подвесной пушкой.

v47473_German-WW2-Henschel-HS-129-30mm-MK-101-cannon-load.jpg
Техники заряжают пушку МК-108. При обслуживании это орудие вместе с лафетом и патронной коробкой откидывалось на шарнирах. Обратите внимание, что в левом верхнем углу видны приборы, укрепленные на мотогондоле.

Hs129.jpg
МК-108 крупным планом.

bk7-5barif.jpg
Схема размещения на штурмовике 75-миллиметровой пушки ВК-7,5. Ее боекомплект состоял всего из 12 бронебойных снарядов в барабанном магазине. Масса установки с лафетом и боезапасом достигала полутонны.

хш-1.jpg
Сверху вниз:
Hs-129 из штурмовой авиагруппы Sch.G 2, аэродром Кастелло-Бенито, Ливия, 1943 г.
Румынский Hs-129 (румыны получили от немцев 60 таких машин), сбитый над Украиной в начале 1944 года.
Hs-129, сбитый советской ПВО в районе Константиновки 23 мая 1942 года.
Hs-129 лейтенанта Вальтера Краузе из авиагруппы Sch.G 1, аэродром Проскуров, март 1944 г.

Hs129B_wreck_El_Aouiana_May_1943.jpg
Американцы в Тунисе осматривают Hs-129 совершивший вынужденную посадку.

1941. в Москве. Abgeschossenes немецкий штурмовик Хеншель Hs 129.jpg
Hs-129, сбитый в районе Сталинграда зимой 1942-43 годов.

world-war-photo-137.jpg
Сбитый "румын", цветная проекция этой машины с номером 327 и черепом на хвосте размещена выше.
Tags: ВВС, Вторая мировая, Германия, авиация
Subscribe
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 245 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →