я

Ил-2 по-немецки

henschel-hs129-henschel-hs.jpg

Ровно 80 лет назад, 26 мая 1939 года впервые взлетел прототип немецкого штурмовика "Хеншель" Hs-129, который можно назвать аналогом советского "летающего танка" Ил-2. Правда, Ил был впоследствии растиражирован в 36 тысячах экземпляров, а "Хеншелей" построили в 40 раз меньше - всего 878 штук, включая 12 опытных и предсерийных экземпляров, не попавших на фронт.

Этим различия не заканчиваются. Главное состояло в том, что "Хеншель" был двухмоторной машиной, способной прии необходимости лететь на одном двигателе, а это повышало боевую живучесть. Всё вооружение "Хеншеля" было размещено в фюзеляже, а не в крыле, как у Ил-2, обеспечивая более высокую точность и кучность ведения огня. Кроме того, "Хеншель" вплоть до конца серийного выпуска сохранил свою одноместную концепцию. Немцы даже не думали о том, чтобы посадить в него стрелка.

Однако, несмотря на то, что Hs-129 и Ил-2 абсолютно не похожи друг на друга, сходств между ними немало. У обеих машин двигатели, бензобаки и кабины были закрыты броней, правда, у "Хеншаля" бронекапоты прикрывали моторы только снизу. При этом в жертву защищенности был принесен обзор и удобство для летчика. Кабина "Хеншеля" получилось настолько тесной, что прицел и часть приборов в ней не поместились и их пришлось монтировать снаружи. Прицел - перед лобовым стеклом, в специальном бронекожухе, а приборы контроля за работой моторов - прямо на мотогондолах.

Обзор назад у "Хеншеля" был практически нулевой, если не считать почти бесполезного маленького зеркальца заднего вида, укрепленного над кабиной. Таким же "полуслепым" был и одноместный Ил-2, правда, введение в состав экипажа стрелка отчасти решило эту проблему. Еще одно сходство между машинами - их слабая горизонтальная маневренность и неспособность к пикированию, снижавшие эффективность применения вооружения. Предельный угол пикирования Hs-129, как и Ил-2, составлял всего 30 градусов.

Немцы осознавали недостатки "Хеншеля", однако, необходимость в противотанковом штурмовике вынуждала их производить эту машину вплоть до сентября 1944 года, правда, в относительно небольших количествах, в среднем - по 30-40 самолетов в месяц. Пытаясь повысить эффективность Hs-129, они оснастили его 30-миллиметровой пушкой в подфюзеляжном контейнере, способной успешно бороться с легкими танками и даже - с Т-34, но только - при стрельбе сзади, по моторному отсеку.

Потом калибр подвесной пушки увеличили до 37 мм и наконец - до 75-мм. Получившаяся "летающая самоходка" пробивала броню любых советских танков на дистанции до 1000 м, но тактико-технические характеристики и управляемость самолета упали настолько, что его боевое применение стало проблематичным. В итоге штурмовиков с такими пушками, прозванных "Бюшеноффнер" (консервный нож), сделали всего 25 штук. На фронт они попали летом 1944 года и, как говорится, погоды не сделали.

В общем, опыт создания бронированного штурмовика в Германии нельзя назвать удачным. Судя по всему, порочной оказалась сама концепция "летающего танка", вне зависимости от способа ее воплощения, поскольку от тяжелой брони на борту относительно небольшого самолета было больше вреда, чем пользы.

196.jpg.7b4cc9455087d9b5d57383aadd75ad34.jpg
Чертежи Hs-129 с подвесной 30-миллиметроой автоматической пушкой МК-108. Стандартное (встроенное) вооружение машины состояло из двух 20-мм пушек MG-151-20 и двух пулеметов винтовочного калибра.

Hs_129.jpg
Hs-129 на испытаниях.

DYNRlxXXkAAjhbR.jpg
Пилоты Hs-129 в кабинах своих машин. На левом снимке хорошо виден коллиматроный прицел Revi перед лобовым бронестеклом. К бронекоробке прицела приварены стальные пластинки, показывающие летчику углы наводки на цель. Самолет на правом снимке оснащен подвесной пушкой.

v47473_German-WW2-Henschel-HS-129-30mm-MK-101-cannon-load.jpg
Техники заряжают пушку МК-108. При обслуживании это орудие вместе с лафетом и патронной коробкой откидывалось на шарнирах. Обратите внимание, что в левом верхнем углу видны приборы, укрепленные на мотогондоле.

Hs129.jpg
МК-108 крупным планом.

bk7-5barif.jpg
Схема размещения на штурмовике 75-миллиметровой пушки ВК-7,5. Ее боекомплект состоял всего из 12 бронебойных снарядов в барабанном магазине. Масса установки с лафетом и боезапасом достигала полутонны.

хш-1.jpg
Сверху вниз:
Hs-129 из штурмовой авиагруппы Sch.G 2, аэродром Кастелло-Бенито, Ливия, 1943 г.
Румынский Hs-129 (румыны получили от немцев 60 таких машин), сбитый над Украиной в начале 1944 года.
Hs-129, сбитый советской ПВО в районе Константиновки 23 мая 1942 года.
Hs-129 лейтенанта Вальтера Краузе из авиагруппы Sch.G 1, аэродром Проскуров, март 1944 г.

Hs129B_wreck_El_Aouiana_May_1943.jpg
Американцы в Тунисе осматривают Hs-129 совершивший вынужденную посадку.

1941. в Москве. Abgeschossenes немецкий штурмовик Хеншель Hs 129.jpg
Hs-129, сбитый в районе Сталинграда зимой 1942-43 годов.

world-war-photo-137.jpg
Сбитый "румын", цветная проекция этой машины с номером 327 и черепом на хвосте размещена выше.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
насчет способности Хе-129 лететь на одном двигателе - это как бы оптимизм да.
Вот те на -тупые совки смогли и в количество и в борстрелка, и в броню и даже в кое какие прицелы, хоть и плохенькие. Ах да железом задавили.
ну конкурент 129 Хеншеля от Фокке-Вульфа имел и бортстрелка. Просто немцы в серию пустили то что не выглядело столь страховидно:



минимализм во всем...
-"Судя по всему, порочной оказалась сама концепция "летающего танка", вне зависимости от способа ее воплощения, поскольку от тяжелой брони на борту относительно небольшого самолета было больше вреда, чем пользы."

Похоже, что данный взгляд разделяли не все:
"В октябре 1950 г. Главнокомандующий ВВС СА маршал П.Ф.Жигарев обратился к С.В.Ильюшину с письмом, в котором предлагал рассмотреть вопрос о возобновлении серийного выпуска штурмовика Ил-10 АМ-42 как боевого самолета непосредственной поддержки войск, "еще не утратившего своих боевых возможностей"." О.Растренин. "Штурмовики Великой Отечественной войны."
Возможно, Жигарев еще не знал, что из 93 Ил-10, имевшихся на вооружении ВВС КНДР к началу корейской войны, за первый месяц боев были потеряны 83, из них только 7 - на аэродромах, а остальные - в ходе боевых вылетов. Уцелевшие машины были отведены в тыл и больше в боях не участвовали.
А если знал, то его обращение к Ильюшину выглядит, мягко говоря, странно. Да и вообще, разве Ильюшин решал, какие самолеты будут выпускаться, а какие - нет? Это вовсе не его прерогатива.
Удивляет отсутствие стрелка. Видимо, небольшое число "активных самолетов" позволяло организовать их сопровождение истребителями?
Скорее всего его никак нельзя было всунуть -с ил 2 вон как намучилась.
Хеншель, да, получился, а вот ИЛ-2 не получился.
Пусть сумрачный немецкий гений сосёт, как и прежде.
Немец он же дурак!
Кто мешал поставить пару нормальных двигунов как и на фоке? Соответственно можно было бы выбрать и скоростной профиль крылаи увеличить броневую защиту. Да и с пушкой тоже эпик просёр ставишь 75мм, но с низкой скоростью типа как 350м/с и стреляешь кумулятивными и фугасными. Вес её не превышал бы 350кг вместе с автоматикой.
Абсолютно не велась разработка ракетного вооружения,- так позор один.
Если посмотреть,- немцы закончили войну на тех же самолётах, что и начали.
Позор.
Срочно папайде в 39 и ломитесь к гитлару - к сталину и так очередь на годы расписана попаданцев с советами.
Ровно 80 лет назад, 26 мая 1939 года немцы приделали к деревенским воротам два мотора,
И с этих деревенских ворот расстреливали советские танки, во прикол.

с выводами о неперспективности бронированного штурмовика не согласен, но спорить лень, просто вспомните на какие машины пересаживались эскадрильи с этого самолета

совершенно огромный объём забронированного пустого воздуха.

самолёт именно противотанковый, а не штурмовик колонн на марше и скоплений коней-людей-грузовиков, как ил-2.
на*ера ему оставили пулемёты и даже пушки в крыле при установке основного калибра в подфюзеляжной гондоле и чудовищном дефиците мощности?

вобщем порой они довольно тщательно и качественно воплощали в жизнь очень странные идеи.
В крыле пушек не было. На Бюшеноффнерах фюзеляжные пушки не ставили, а пулеметы оставили для пристрелки.
Не будем забывать об интригах в ведомстве Геринга. Да и штурмовые версии FW-190 все же куда предпочтительнее выглядели, нежели двухмоторный штурмовик, чье время ушло в начале войны.
Не соглашусь насчет того, что немцы начали войну с тем, с чем потом и закончили: именно немцы дважды перевооружили Люфтваффе и выпустили около 1500 реактивных самолетов, их прогресс в авиастроении очевиден и оспариваться не должен
то есть лётчик смотрел в окошко на приборы?

После Версальского договора кто кого учил?
румыны успели на них и там и там повоевать
Да, причем наши по привычке парочку завалили уже после того как румыны превратились в союзников.
У немцев есть одна "фенечка" - придумывать строго определённую задачу и строго под неё строить аппарат. Никаких вопросов типа "а если вдруг ....". Эта "фенечка" постоянно их подводила, но хвалёная "немецкая педантичность" не давала взглянуть на проблему "ширее"... Вот приспичило им иметь строго противотанковый самолёт - и впихивали 2 капризных двигателя (увеличивая вес и размеры "мишени), 75-мм пушку (опять вес и размеры), тесную кабину без защиты сзади - и потом долго это всё доводили и вылизывали - и всё равно в результате тупик. Ил-2 существенно универсальнее и зубастее....
Когда немцы разрабатывали Хш-129, никому и в голову не могло прийти, что через 5 лет в него придется впиндюривать полутонный 75-миллиметровый "дрын". А то, что им это все-же удалось, говорит о том, что машина изначально обладала очень большими конструктивными резервами.