я

День морзянки

51BBF3D4-F5F1-4D47-8009-266B576469A3

Сегодня - знаменательная дата в истории техники. Ровно 175 лет назад, 27 мая 1844 года американский художник Сэмюэл Морзе отправил первую в мире междугородную депешу с помощью изобретенного им электрического телеграфа. Сообщение, пролетевшее со скоростю молнии 67 километров между Вашингтоном и Балтимором, представляло собой библейскую фразу "what hath god wrought" - "то, что творит бог".

Надо заметить, что телеграф Морзе был далеко не первым, до него появились системы Шиллинга, Кука-Уитстона, Якоби и ряд других, но Морзе изобрел способ автоматической фиксации передаваемого текста на бумажной ленте с помощью придуманной им же азбуки, состоящей из чередующихся точек и тире. Это резко сократило количество ошибок при приеме сообщений и сделало его средство электросвязи пригодным для повсеместного применения.

С этого дня в истории человечества началась новая эпоха мгновенной передачи данных на любые растояния, значительно ускорившая научно-технический и общественный прогресс. Уже через 14 лет телеграфный кабель связал Европу и Америку, а к концу XIX века провода, несущие информацию, опутали весь Земной шар.

50&noborder
На заставке - телеграфный ключ, которым была отбита первая в мире телеграмма, а на этот аппарат ее приняли.

Automatic_Telegraph_Reciever-1844
Один из телеграфных приемников Морзе, сделанных в середине 1840 годов. Как и в предыдущей модели, лента в нем протягивалась пружинным часовым механизмом, так что это не только стимпанк, но и немножко клокпанка.

06_Morse_1846_1
Еще один ранний телеграфный аппарат "модульной" схемы, в котором лентопротяжный механизм и электромагниты с пишущим элементом. смонтированы на разных платформах.

inventor_samuel_morse_daguerreotype_1854_print-r7380d27fbaf949c7b8d6e5caef28493b_zb64k_8byvr_1024
Памятник сразу двум революционным технологиям, появившимся в четвертом десятилетии XIX века и радикально изменившим наш мир: дагерротипный портрет изобретателя телеграфа Сэмюэла Морзе.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
"Прибор есть? Желание есть? Значит -- насильник!".

Схема радиоприемника Попова.

Антенну придумал Никола Тесла. Интересно, почему этот гений не изобрел радио.



Edited at 2019-05-28 09:25 am (UTC)

В вибраторе и резонаторе Герца, уже все элементы присутствовали. Почему Попов не патентовал изобретение?

А Герц почему не додумался до идеи радиоприемника и радиопередатчика? Не говоря уже о патентовании.
Что касается Попова, то, по всей видимости, это была военная тайна.

>А Герц почему не додумался до идеи радиоприемника и радиопередатчика?

он умер в разгар опытов
Выпивал, по молодости, в одной компании. Зашел разговор, то, се, разговоры за жищь стали. Спросили кента моего, где служил, а он и ляпни-"Я, в армии, стукачем был!" Гордо так сказал, ему чуть стакан в глотку не забили. Потом оказалось- был радистом 😀.

Странный товарищ. Я всегда говорю, что радистом был. Ни разу не слышал, чтобы на службе радистов стукачами называли.

Прошу прощение, что оффтоп, но, по-моему, эпохальнейшее полотно: Шерстюк Сергей Александрович (1951-1998) «Лётчики первого социалистического отряда» 1986
https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/60911998_1241581526018965_8909978233294815232_n.jpg?_nc_cat=103&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=4b3d18db7b79659d41e2402e657f5654&oe=5D605173
Офигительное полотно. :)
Особенно впечатляет летчик-зомби с зеленой мордой. Кстати, на заднем плане изображена реплика самолета "Фарман-4", сделанная на Мосфильме для съемок фильма "Воздухоплаватель". Она имеет несколько характерных особенностей (в частности, загнутые вверх законцовки верхнего крыла), по которым ее можно сразу отличить от оригинала.
Сейчас этот "псевдо-фарман" стоит в Монинском авиамузее.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/112297/pub_5a819de57ddde816a150ac9f_5a819e43256d5cc7e5a779f0/scale_600
Мне кажется, что зеленолицый только что выдул ведро бензина. А перец на первом плане, с моделями в руках. это вообще современный реконструктор-попаднец, которого закинуло лет на 15 раньше, чем он рассчитывал, но он так увлечен игрой, что пока этого не заметил.
С потерей летом 1918-го бакинских и северокавказских районов нефтедобычи Советская Россия осталась без источников сырья для производства бензина. Дореволюционные запасы быстро растаяли, и уже 8 сентября появилась директива ГУВВФ со словами: «авиабензина в Республике осталось 2000 пудов „...“. Сократить расход бензина до 40 пудов в месяц на фронтовой отряд». Иными словами, весь запас авиационного топлива в РСФСР составлял чуть больше 32 тонн, а фронтовым авиаотрядам предлагалось ограничиться 640 килограммами горючего в месяц (примерно столько сжигал один авиадвигатель «Рон» за 20 часов работы).

Но к октябрю закончились и эти остатки. Сначала в ход пошел бензин 2-го сорта, потом газолин, гептан, затем авиаторы начали изобретать различные суррогаты. Наибольшее распространение получила так называемая казанская смесь марки «а», в просторечии «казанка», состоявшая из керосина, газолина, спирта и эфира. На бочках с этим горючим всегда белела надпись: «при употреблении взбалтывать», так как со временем жидкость отстаивалась и более тяжелые фракции выпадали в осадок.

Полеты на «казанке» особенно в холодную погоду, были связаны с большим риском. Слизистые частицы отстоя могли в любой момент забить жиклеры карбюраторов, двигатель глох, и хорошо еще, если это случалось над своей территорией, а внизу была подходящая посадочная площадка.

Помимо «казанки», широко использовались разнообразные спиртовые смеси, носившие обобщенное прозвище «авиаконьяк». Как правило, они состояли из этилового и метилового спиртов, а также серного эфира в различных пропорциях. Ротативные двигатели могли работать и на чистом спирте-ректификате, правда, зимой перед запуском его приходилось подогревать или заливать в карбюратор порцию эфира. Летчики, чьи самолеты летали на спирту, обычно брали с собой в полет фляжку с эфиром для быстрого запуска мотора в случае вынужденной посадки.

В спиртовом горючем особого недостатка не было, благо спиртзаводы, работавшие на местном сырье, исправно гнали продукцию. Известен случай, когда командующий 9-й армии Южного фронта Княгницкий, захватив Цимлянский винный завод, отписал своим летчикам цистерну настоящего коньячного спирта. И ничего, моторы заработали.
Спасибо, что цитируете мою книгу. Похоже, я становлюсь классиком. :)
Ага. Не все же читали.
Что касается истории авиации - не становитесь, вы просто уже им являетесь.
Для читающих на русском языке - так определенно.
Служил радистом, никто и никогда нас не называл ни стукачём, ни дятлом...
А ключик, который на заставке, я помню - у меня на службе почти такой же был...
:-)))