я

Две жизни подводного крейсера



Ровно 100 лет назад, 4 июня 1919 года в Финском заливе погибла британская подводная лодка L55. Англичане, которые в 1919 году фактически вели необъявленную войну против Советской России, отправили эту субмарину и несколько других военных кораблей в Ревель и Гельсингфорс, чтобы заблокировать Балтийский флот в Кронштадте.

Во время патрулирования у южного берега Финского залива, где в это время красные дрались с белой армией генерала Юденича, лодка обнаружила эсминцы "Азард" и "Гавриил", шедшие под советскими флагами. Она попыталась атаковать "Азард" двумя торпедами с дистанции примерно 800 метров, но промахнулась. После пуска торпед нос и боевая рубка лодки вынырнули от облегчения и тут же в рубку угодил 102-миллиметровый снаряд с эсминца. Нашим морякам, судя по их рассказам, сказочно повезло: они добились прямого попадания с первого выстрела!

Лодка с развороченной рубкой вновь ушла на глубину, но вскоре на "Азарде" почувствовали мощный подводный взрыв, а неподалеку от места погружения субмарины поднялся столб воды и обломков. Позже выяснилось, что L55, уходя из-под огня, напоролась на мину. Из ее команды никто не спасся.

В 1926 году лодку, затонувшую на небольшой глубине, случайно обнаружил советский тральщик, а еще через два года ее подняли, отремонтировали и в 1931 году ввели в состав Балтфлота под тем же обозначением Л55. Удивительно, но почти все механизмы, включая дизель-генераторы "Виккерс", удалось привести в рабочее состояние, несмотря на восемь с половиной лет пребывания в соленой воде.

Советские моряки закономерно прозвали Л55 "англичанкой". Воскрешенная субмарина благополучно прослужила до 1942 года, а потом еще восемь лет использовалась в качестве плавучей самоходной зарядной станции. Интересно, каково было служить на этом корабле, зная, что он стал братской могилой для всего предыдущего экипажа и что в нем много лет лежали трупы? Призраки в отсеках по ночам не мерещились?

В 1950 году Л-55 была окончательно выведена из состава флота, а в 1960-м ее порезали на металлолом. Просто зло берет от того, насколько безразлично и тупо-наплевательски относились в Советском Союзе к ценнейшим памятникам военной и технической истории...

L
Чертеж L55. Это была довольно крупная субмарина крейсерского класса длиной 76 метров и водоизмещением 960/1150 тонн. Вооружение - шесть носовых торпедных аппаратов и два четырехдюймовых орудия. Экипаж - 40 человек.

l55_15
L55 в своей короткой "первой жизни" под британским флагом. Подводный корабль вступил в строй 29 сентября 1918 года, то есть до потопления он проплавал всего восемь месяцев.

Artem1928-1941a
Эсминец "Азард", встреча с которым стала роковой для британской субмарины. Он прослужил до 1941 года, дважды сменив название. С 1922 по 1928 год корабль назывался "Зиновьев", но после того как товарищ Зиновьев "впал в ересь" и стал оппозиционером, корабль вновь переименовали, на этот раз дав ему имя "Артём" в честь партийного псевдонима другого большевика - Ф.А. Сергеева, погибшего в железнодорожной катастрофе в 1921 году.

1b8f4b5f9d8d
102-миллиметровое орудие эсминца "Десна", однотипного с "Азардом".

l55_5
L55, отбуксированная в док после подъема. Останки английского экипажа еще находятся в лодке. Обратите внимание на разрушенную рубку. По странному совпадению взрыв мины пришелся на то же самое место, куда попал снаряд "Азарда", поскольку других повреждений на субмарине не видно. Это дает повод некоторым скептикам, к которым относится, в частности, известный военно-морской историк Мирослав Морозов, сомневаться в том, что попадание снаряда вообще имело место.

l55_9
Советские морские офицеры осматривают L55 после осушения дока и очистки корпуса.

l55_8
Уцелевшая при подрыве передняя часть рубки с четырехдюймовым орудием.


Первый экипаж L55.

l55_12
Отправка на родину под звуки военного оркестра тел английских подводников. Надо заметить, что особой грусти на лицах советских матросов не наблюдается. Еще один интересный момент: несмотря на воинствующий атеизм, царивший в те годы в СССР, на крышке гроба нарисован крест.

l55_7
L55 в процессе восстановления.

l55
Слева - L55 сразу после подъема, справа - торжественный митинг по поводу ее вступления в строй советского ВМФ. Любопытно, что вновь нарисованный на рубке индекс в точности повторяет английское обозначение и даже буква "L" написана латиницей.

l55_10
"Англичанка" на Неве, расцвеченная флажками по случаю какого-то праздника. Снимок середины 1930-х годов.
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Поразительная история, конечно.
А что такое "самоходная зарядная станция" и для чего ее применяли?
Для зарядки аккумуляторов подводных лодок, когда их собственный дизель не мог этого делать (или это было нецелесообразно по соображениям ресурса). Обычно в базе.
Что интересно, артиллерийское вооружение лодки было вполне сравнимо с тем, что стояло на "Азарде": две четырехдюймовки против четырех.
Правда, заметная разница была в длине ствола: 102/60 калибров обуховские пушки на эсминце, 102/40 на лодке.
"Между тем англичане потеряли подводную лодку L-55, но, по-видимому, без потерь в личном составе." (с) Вильсон X. Линкоры в бою
Вильсон - известный сказочник. Я просто офигевал, читая то, что он писал о флотах Латинской Америки.
Мой отец одно время тоже служил на трофейной лодке, но немецкой, которая досталась СССР после раздела остатков подводного флота Германии. Так же заряжали аккумуляторы боевых лодок, чтобы те не тратили ресурс своих дизелей.
Русские моряки агрессивно напали на мирную британскую подводную лодку.

А подняли случайно не тем кораблем который вроде как до сих пор в строю

1)
https://picturehistory.livejournal.com/283358.html :
Следует заметить, что при тщательном осмотре лодки не было обнаружено ничего напоминающего пробоину от снаряда. Это обстоятельство свидетельствовало о том, что попадания снаряда с "Азарда" не было. Однако легенда о нем продолжает существовать до сих пор…

2)
наверное в результате брестского мира англичане просто рассматривали россию как союзника германии
1) Место попадания снаряда могло быть уничтожено взрывом мины (гораздо более сильным), собственно, я об этом и написал.

2) В 1919 году?! Писец.
А через пару месяцев в зеркальной ситуации Пантера ловчее оказалась. Ну или Виттория - неудачливее.
"Зеркальной" ситуацию назвать трудно, т.к. британцы стояли на якоре, а русские эсминцы были на ходу. Это, как все ясно, кардинально меняет условия торпедной стрельбы...
Интересно, а где-нибудь вообще сохранились подводные лодки времён Первой мировой?
да, 3 ПЛ: HMS Holland I (Англия), HMS Hajen (Швеция) и SM U-1 (Германия) + фрагменты еще нескольких, доспупны.
После позорной сдачи "Спартака" и "Изяслава" Главпур начал усиленно создавать легенду о героическом Красном флоте. Легенда о "бое" с Л-55 и перевирание обстоятельств потопления "Виттории" - славное начало.
Ага и понеслась, потом и 28 панфиловцев подоспело))
Автору блога спасибо, первый раз слышу об этой истории)
Слава России, конечно же!
Интервентам капут!
"Воинствующие атеисты"? Да Вы посмотрите на табель-кадендарь за 1927 год. Благо их в интернете немало, так там 2 дня после пасхи, 2 дня рождества и Троица, духов день и преображение являются выходными.
Вот так тогда государство с церковью боролось.

Скорее всего временно мирилось с неизбежным - все равно либо не придут на работу либо с похмелья. Новогодние каникулы из этой же серии.
"Азард" можно считать счастливым кораблем - пережил ПМВ и гражданскую войну, задним ходом ушел из минной ловушки в Копорском заливе (где погибли три его собрата) и даже успел поучаствовать в единственном успешном надводном бою на Балтике летом 1941 года. И в роковом для балтийских "новиков" Таллинском переходе он подорвался одним из последних.
А что это за успешный надводный бой? Я что-то не могу таких вспомнить.
Любопытно другое.
Морские мины Первой мировой имели заряд ВВ больше 100 кг.
Самый маленький был у российских 108 кг, английские имели 145 и 227.
Как же так вышло, что при прямом контакте с рубкой 100 с лишним кг ВВ просто не сломали лодку в труху?
Ведь 100 кг ВВ это очень много. Гаубица Б 4, калибра 203 мм стреляла снарядами с и разносила вдребезги бетонные доты в финской войне , а уж они точно покрепче лодки. Так масса ВВ в этих снарядах всего от 10 до 25 кг.
При попадании в танк такой снаряд разбирал его на части.
Так что вопрос скорее стоит ,была ли мина...

Вот, тоже возник вопрос. По идее мина, должна была разобрать эту лодку.