я

Врангель капут!



Сегодняшний день богат на славные юбилеи российского флота. 100 лет назад эсминец "Азард" утопил "англичанку", а ровно 300 лет назад, 4 июня 1719 года (по новому стилю), состоялось сражение у острова Эзель, в котором русская эскадра под командованием капитан-поручика Наума Сенявина разгромила шведскую эскадру капитан-командора Антона-Иохана Врангеля. Все корабли врангелевской эскадры, включая флагманский 52-пушечный линкор "Вахтмайстер", были захвачены, а сам капитан-командор попал в плен.

Эзельская битва интересна тем, что это была первая победа русского флота, одержанная в открытом море, а не в бухте, в шхерах или вблизи от берега. Кроме того, у Эзеля русские моряки впервые принудили вражеские корабли к сдаче в ходе перестрелки, без абордажа.

Помимо "Вахтмейстера", в шведскую эскадру входил 32-пушечный фрегат "Карлскрона Вапен" и 12-пушечная бригантина "Бернардус". Эскадра Сенявина была гораздо мощнее: шесть 52-пушечных линкоров и 18-пушечая шнява "Наталия". Таким образом, по количеству вымпелов наши превосходили противника более чем вдвое, а по числу стволов - почти в четыре раза. Снеявин умело реализовал это превосходство и одержал победу с минимальными потерями.

В начале боя русские линкоры "Портсмут" и "Девоншир" (корабли были куплены в Англии, отсюда такие названия) сосредоточенным огнем нанесли серьезные повреждения "Бернардусу" и "Карлскроне", заставив их сдаться. Тем временем, "Вахтмайстер" пытался сбежать, но за ним в погоню устремились четыре "архангела" - линкоры "Рафаил", "Ягудиил", "Уриил" и "Варахаил".

Преследование длилось три часа, но в конце концов "Рафаил" и "Ягудиил" сблизились с противником на огневую дистанцию. Завязалась артиллерийская дуэль. Шведы отчаянно отбивались, стреляя по рангоуту русских кораблей в надежде сбить паруса и заставить их замедлить ход. Но в итоге сам "Вахтмайстер" лишился двух мачт, а капитан Врангель получил ранение.

Принявший командование эрстер-офицер Тролле, несмотря на то что шансов уйти уже не было, продолжал перестрелку даже тогда, когда к "Рафаилу" и "Ягудиилу" присоединились отставшие в начале погони более медленные "архангелы" - "Уриил" и "Варахаил". И только через два часа боя, когда на "Вахтмайстере" рухнула последняя мачта, а в бортах зияло множество пробоин, Тролле не выдержал и приказал убрать флаг, сигнализируя о капитуляции.

Захваченные шведские корабли были отконвоированы в Ревель, причем едва державшийся на плаву "Вахтмайстер" пришлось вести на буксире. Дальнейшая судьба этих трофеев неизвестна. Потери шведов в экипажах составляли 50 убитых и 387 пленных (по другим данным, это только потери "Вахтмайстера"). В 1722 году, после заключения Ништадтского мира, всех пленных отпустили. Эскадра Сенявина потеряла всего девять человек убитыми (правда, из них три офицера) и столько же - ранеными.

На заставке - картина шведского художника XIX века Людвига-Рихарда Шкеппета "Линкор "Вахтмайстер" сражается против русской эскадры".


Схема первого и второго этапов Эзельского боя.


Памятная медаль, отчеканенная в 1719 году в честь победы при Эзеле (современная копия).
promo vikond65 май 18, 11:55 65
Buy for 50 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Победе над "Вахтмейстером" много способствовала военная хитрость одного русского капитана, англичанина по происхождению, который приказал своим матросам имитировать подготовку к абордажу. Шведы купились на эту уловку, высыпали на палубу, готовясь отражать атаку, а наш линкор резко отвернул от столкновения и дал в упор бортовой залп, который буквально смёл с палубы "Вахтмейстера" большую часть команды (именно этим залпом был ранен Врангель).
При таком соотношении сил шведам и без этой хитрости ловить было нечего.
Но, учитывая их воинскую доблесть (она несомненна), потерь они русской эскадре могли бы нанести в разы больше.
Судьба кораблей
Кстати, как сложилась судьба захваченных кораблей, не знаете? Их восстановили и поставили в строй русского флота, или разобрали на дрова по причине невосстановимости?
Re: Судьба кораблей
Как Вы думаете, что я могу ответить на Ваш вопрос, если в тексте заметки написано "дальнейшая судьба трофеев неизвестна"? :)
Re: Судьба кораблей
Упс! Проворонил :))
Вот что значит зрение плохое!
Re: Судьба кораблей
После захвата в Эзельском бою отрядом кораблей под командованием капитана 2-го ранга Н. А. Сенявина 24 мая (4 июня) 1719 года шведского корабля HMS Wachtmeister, последний был доставлен в Ревель и вошёл в состав Балтийского флота России в качестве фрегата под именем «Вахмейстер».

В сентябре 1719 года фрегат совершил переход из Ревеля в Кронштадт. C 1721 год 1727 год нёс брандвахтенную службу на Кронштадтском рейде.

По окончанию службы в составе российского флота после 1728 года фрегат «Вахмейстер» был разобран.

"Karlskrona vapen" под тем же названием в списках Балтийского флота числился до 1737 года.

.
Re: Судьба кораблей
Благодарю. Если не трудно, можно источник информации?
Re: Судьба кораблей
По первому кораблю статья в русскоязычной вики есть с приложением источников, по второму - упоминание в шведской вики.
Захваченные шведские корабли были отконвоированы в Ревель, причем едва державшийся на плаву "Вахтмайстер" пришлось вести на буксире. Дальнейшая судьба этих трофеев неизвестна.

Вероятнее всего - набили трюм камнями и затопили в основании мола ревельской военной гавани. Там с добрый десяток негодных плавсредств так в в ту пору оприходовали.
Судьба шведских кораблей:
«Вахмейстер» - взят в плен 24.5.1719 в Эзельском сражении эскадрой капитана 2 ранга Н.А.Сенявина. Вошел в состав БФ.
36 х 11 х 3,7 м; 52 орудия.
В 9.1719 перешел из Ревеля в Кронштадт. В 1721 – 1727 занимал брандвахтенный пост на Кронштадтском рейде. Разобран после 1728.
Командиры: Р.Нанинг (1721-1723), Н.Штром (1724-1727).

«Карлскронвапен» - взят в плен 24.5.1719 в Эзельском сражении эскадрой капитана 2 ранга Н.А.Сенявина. Вошел в состав БФ.
27,2 х 7,2 х 2,7 м; 34 орудия.
В 9.1719 перешел из Ревеля в Кронштадт. В 1720-1721 занимал брандвахтенный пост на Кронштадтском рейде. В 1724 перешел в Ревель. В 1725-1728 и 1730-1733 занимал брандвахтенный пост на Ревельском рейде. В 1729 ремонтировался в Кронштадте . В 10.1733 перешел из Ревеля в Кронштадт, затем в С.-Петербург. Разобран в 1737 в С.-Петербурге.
Командиры: Г.Гарбо (1720-1721), Д.Паддон (с 1725 по 7.8.1727), Я.Дюсен (с 7.8.1727), К.Вигант (1728), И.Круз (1730-1731), Л.Брант (1732), князь В.Ф.Несвицкий (1733).

«Вестеншлюп» - шнява, бывшая шведская бригантина «Бернгардус», взятая в плен 24.5.1719 отрядом капитана 2 ранга Н.А.Сенявина в Эзельском сражении. Вошла в состав БФ.
12 орудий; 60 человек.
В 1721-1723 в составе эскадр находилась в практических плаваниях в Финском зал. В 1725-1734 ежегодно с мая по ноябрь занимала брандвахтенный пост у Березовых о-вов, а в 1737 на Кронштадстком рейде. Участвовала в войне со Швецией 1741-1743. В 1741 крейсировала в Финском зал. у о-ва Гогланд. В 5.1742 конвоировала гребную эскадру из Кронштадта в Биорке-зунд. 9.5.1743 с составе эскадры адмирала Н.Ф.Головина вышла из Кронштадта в крейсерсво в Финский зал. для поиска шведских судов. 7-8.6 участвовала в перестрелке со шведским флотом у по-ва Гангут. Ходила с донесениями в Гельсинфорс. 8.7 прибыла с манифестом о подписании мира между Россией и Швецие из Гельсингфорса на Ревельский рейд, где стояла эскадра. В 1744 находилась в практическом плавании в Финском зал. В 1745 и 1746 занимала брандвахтенный пост в Кронштадте. В соответствии с указом Адмиралтейств-коллегии от 12.4.1747 приведена в С.-Петербург для хранения с другими шведскими судами.
Командиры: Г.Золотарев (до 5.1721), Я. Шпрингер(с 5.1721), И.Надюкин (1725), И.Аничков (1726-1727), М.Радилов (1728), Суханов (1729), И.Сабуров (1730), М.Рыкунов (1731) П.Колударов (1732), С.Телегни (до 1733), И.Недобров (с 1733), С.Лыков (1734), М.Палибин (1737), В.Молчанов (1741), С.Чичерин (1742), А.Анхворов (до 5.1743), М. Нефедьев (с 5.1743), И.М.Селиванов (1744), Е.Бестужев (1745-1746).