Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Броня империи

russo-balt-bratolyubova.jpg

Ровно 110 лет назад, 9 июня 1909 года, началось производство первого в царской России серийного легкового автомобиля "Руссо-Балт", спроектированного бельгийским инженером Жюлем Поттера по образцу бельгийского автомобиля "Фондю-CF". "Руссо-Балты" выпускались до осени 1915 года, всего было построено 488 машин с разными кузовами и некоторыми различиями в конструкции шасси.

Поскольку этот блог - преимущественно- военно-исторический, я не буду рассматривать гражданские модели "Руссо-Балтов" (тем более, что подробную информацию о них легко найти в интернете), а остановлюсь на боевых модификациях, появившихся вскоре после начала Первой мировой войны.


17 августа 1914 года военный министр Сухомлинов предложил полковнику Добржанскому сформировать первую в российской армии "автомобильную бронепулеметную батарею" и отправить ее на германский фронт. Поскольку формировать было не из чего, Добржанский за несколько дней спроектировал бронекорпус для установки на шасси "Руссо-Балта", создав таким образом первый российский бронеавтомобиль, получивший обозначение "Руссо-Балт тип С".

Он имел лобовую и кормовую броню толщиной 5 мм, а бортовую - 3,5 мм. Машина могла атаковать как передним, так и задним ходом. Вооружение состояло из трех пулеметов "Максим", стрелявших сквозь амбразуры в бронекорпусе. Один пулемет был направлен вперед, другой - назад, а третий был "перекидным" и мог устанавливаться в зависимости от обстоятельств на левом или на правои борту. Экипаж - 5 человек: водитель и четыре пулеметчика.

Военное министерство оперативно закупило восемь шасси "Руссо-Балтов" и уже в сентябре (сроки впечатляют) на Ижорском заводе изготовили и и испытали первые восемь российских бронеавтомобилей. 12 октября была сформирована 1-я автопулеметная рота, в которую, помимо "Руссо-Балтов", включили пушечный броневик, сделанный на базе немецкого грузовика "Маннесман-Мулаг".

19 октября, после краткого обучения экипажей, рота отбыла на фронт, а 9 ноября - впервые вступила в бой под Лодзью. Эффект от применения броневиков оказался весьма значительным. Уже 10 ноября благодаря их огневой поддержке русские овладели городом Стрыков, за что штабс-капитан Шулькевич - командир броневой группы, участвовавшей в боях за город, получил орден святого Станислава.

21 ноября четыре "Руссо-Балта" совместно с пехотой атаковали городок Пабьянице и обеспечили его захват, но там же, в ходе уличных боев, выяснилось, что тонкая броня русских броневиков не держит винтовочные пули на близких дистанциях. Все четыре машины были подбиты и их пришлось вывозить на буксире. За этот бой все члены экипажей бронемашин, среди которых несколько человек получили ранения, были награждены Георгиевскими крестами.

"Руссо-балты" участвовали в боях вплоть до выхода России из Мировой войны, а в дальнейшем три уцелевшие машины применялись красными в Гражданской войне и были списаны только в 1921 году, продемонстрировав удивительную, по тем временам, надежность и долговечность. Но этим история броневых "Руссо-Балтов" не исчерпывалась.

В 1915 году по проекту инженера Братолюбова на шасси той же машины были изготовлены шесть "броневиков-истребителей", предназначенных для борьбы с вражескими бронеавтомобилями и вооруженных 37-миллиметровыми полуавтоматическими пушками "Гочкисс". А в 1916 году Братолюбов спроектировал броневатомобиль с тремя пулеметами, размещенными в большой вращающейся башне. Таких машин построили четыре штуки, каждая из которых имела собственное наименование - "Олег", "Ярослав", "Святослав" и "Победоносец".

Однако на испытаниях как пушечные, так и пулеметные броневики Братолюбова продемонстрировали низкую проходимость по грунтовым дорогам и невозможность использования вне дорог, а их моторы быстро перегревались в движении. Машины оказались слишком перетяжеленными, поэтому часть из них использовали как учебные, а часть - переделали в бронедрезины. В этом качестве они применялись в 1916-17 годах в составе "броневого автомобильно-железнодорожного взвода" на Юго-западном и Западном фронтах. Дальнейшая их судьба - неизвестна.

22751362827_1dfdc85835_b.jpg
Прототип "Руссо-Балта" - бельгийский автомобиль "Фондю".

руссо-балт_2.JPG
Единственный сохранившийся подлинный экземпляр "Руссо-Балта" в московском Политехническом музее.

nagel.jpg
Руссо-Балт" - участник авторалли Петербург-Севастополь.

P1070196.JPG
Напутственный молебен 1-й автопулеметной роты перед отправкой на фронт. Экипажи стоят возле своих бронеавтомобилей "Руссо-Балт тип С"

07f.jpg
Замаскированные ветками "Руссо-Балты" на прифронтовой дороге.

08.jpg
"Руссо-Балт" и члены его экипажа после боя 12 февраля 1915 года, в котором погиб их командир - штабс-капитан Гурдов. Хорошо видны многочисленные пробоины в лобовом листе бронекорпуса.

P1070205.jpg
"Броневик-истребитель" Братолюбова с 37-миллиметровой пушкой после испытаний на обстрел.

P1070202.jpg
Один из пулеметных броневиков Братолюбова.

rus-bronev-10.jpg
Он же с другого ракурса.

P1070204.jpg
Броневик "Победоносец".

Dezember10 1191.jpg
Прапорщик Гиркин с боевыми товарищами едет на "Руссо-Балте" воевать с германцами.
Tags: История, Первая мировая, автомобили, военная техника
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments