Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Кого таранил Козаков?



Возник вопрос, который я хотел бы адресовать наиболее продвинутым знатокам авиации Первой мировой войны. Из многочисленных книг, статей и сайтов, посвященных этой тематике, известно, что второй после Нестерова воздушный таран совершил 22 марта 1915 года российский летчик Александр Козаков, причем, в отличие от Нестерова, ему удалось не только уничтожить вражеский аэроплан, но и впервые выжить при этом. Однако ни в одном источнике мне не удалось найти никакой информации ни о типе этого аэроплана, ни о его летчике (или летчиках, если самолет был двухместным).

В случае с Нестеровым такая информация присутствует в полном объеме. Он таранил австрийский двухместный разведчик "Альбатрос" В.II с экипажем в составе пилота Франца Малины и летнаба Фридриха фон Розенталя. Вражеская машина упала и разбилась, оба авиатора погибли. Есть даже фотография обломков этой машины. А по поводу жертвы Козакова - вообще ничего, никаких данных. Есть только воспоминания самого Козакова, в которых он называет неприятельский аппарат "Альбатросом", но это ни о чем не говорит, поскольку в России так называли любой немецкий или австрийский двухместный биплан, вне зависимости от его типа, которых на самом деле было великое множество.

В весьма подробной и обстоятельной книге "Летающие тузы", посвященной русским асам Первой мировой войны и вышедшей под редакцией уважаемого Бориса Степанова (он же aviator bob), тоже описан таран Козакова, но тоже без каких-либо подробностей относительно сбитой немецкой (или австрийской?) машины. Быть может, хоть кто-то знает, кого же все-таки сбил этот отважный русский летчик?

На заставке - Александр Козаков (в центре) возле своего "Морана", вроде бы, того самого, на котором он совершил таран, о чем свидетельствует поломанная законцовка лопасти винта. Однако тут есть одна странность. Сам Козаков писал, что он ударил вражескую машину не винтом. а колесами, причем - с такой силой, что (цитата) "Альбатрос" сложил крылья и полетел камнем вниз". Однако шасси на аэроплане совершенно не повреждено, иначе, он не смог бы соверщить посадку.

Кстати, солдат слева держит самодельный якорь на веревке, с помощью которого Козаков поначалу хотел зацепить крыло вражеского аэроплана, чтобы его опрокинуть или сорвать полотняную обшивку, но это ему не удалось.
Tags: История, Первая мировая, Россия, авиация, тайны
Subscribe

  • Война на серебре

    Ровно 175 лет назад, 13 мая 1846 года, Соединенные Штаты Америки объявили войну Мексиканской республике. Началась одна из множества захватнических…

  • Замах пана Юзика

    Ровно 95 лет назад, 12 мая 1926 года, главнокомандующий польской армии маршал Юзеф Пилсудский, опираясь на верные ему войска, поднял мятеж против…

  • Джентльмены и пираты

    Наверное, мало кто знает, что у США, несмотря на их географическое положение, очень давняя история войн с арабами. Собственно, именно арабы и были…

promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments
"Воздушный казак Вердена". Казаков там точно упоминался, то этот момент конкретно.. не помню, надо перечитать.
Я ее тоже читал, но в ней нет ответа на мой вопрос.

aikr

June 14 2019, 00:32:38 UTC 1 year ago Edited:  June 14 2019, 00:35:11 UTC

Самолёт на фото либо не тот самый, либо снят ещё до тарана. Согласно всё тем же воспоминаниям Козакова: «Садился, парашютируя [т.е. планируя: при таране он сломал винт и был вынужден выключить мотор — aikr], но на земле перевернулся. Оказывается, удар колёсами был настолько силён, что шасси было вогнуто под крылья».
Но обо что-то же он кончик лопасти сломал.

aviator_bob

1 year ago

vikond65

1 year ago

aviator_bob

1 year ago

vikond65

1 year ago

aviator_bob

1 year ago

vikond65

1 year ago

aviator_bob

1 year ago

vikond65

1 year ago

aviator_bob

1 year ago

aviator_bob

1 year ago

aviator_bob

1 year ago

vikond65

1 year ago

aviator_bob

1 year ago

vikond65

1 year ago

aviator_bob

1 year ago

vikond65

1 year ago

vikond65

1 year ago

aviator_bob

1 year ago

amyatishkin

1 year ago

vikond65

1 year ago

amyatishkin

1 year ago

vikond65

1 year ago

aviator_bob

1 year ago

Интересно, что в зависимости от источника сильно плавает дата этого тарана. Например, в русской Википедии указано 18 марта, в английской - 31-е, в немецкой - 19-е.

Если вам интересно, мне также попалась вот эта фотография, подписанная как "Александр Казаков с пленным австрийским пилотом".

vikond65

June 14 2019, 01:18:13 UTC 1 year ago Edited:  June 14 2019, 01:22:34 UTC

18 и 31 может быть разницей между старым и новым стилем, а почему еще 19 и 22 - это действительно интересно.
Впрочем, это не единственный подобный казус. Например, дата тарана Витта Скобарихина на Халхин-Голе в разных статьях и книгах "гуляет" между 6 и 21 июля. И тоже непонятно, почему такой разнобой.
За фотку спасибо, но у меня она уже есть. Австрийский пилот на самом деле - летнаб оберлейтенант Франц Вейгель. Его "Бранденбург" был подбит Козаковым 21 декабря 1916 года, а пилот Иохан Кольби - погиб.

begleita

1 year ago

Интересно, если бы у Нестерова был парашют, он бы остался жив после тарана?

Не остался, Петр Николаевич погиб еще в воздухе от удара переломав свои шейные позвонки.

v_bobrovsky

1 year ago

aviator_bob

1 year ago

vikond65

1 year ago

v_bobrovsky

1 year ago

vikond65

1 year ago

v_bobrovsky

1 year ago

vikond65

1 year ago

v_bobrovsky

1 year ago

vikond65

1 year ago

v_bobrovsky

1 year ago

aviator_bob

1 year ago

vikond65

1 year ago

aviator_bob

1 year ago

vikond65

1 year ago

aviator_bob

1 year ago

Кирилл

1 year ago

vikond65

1 year ago

На лету бросить кошку и заарканить вражеский аэроплан?Обалдеть.Проще,КМК,расстрелять мотор(если пилота жалко) из пистолета,если уж подошел на такое расстояние к врагу.
Многие пытались, но мало кому удавалось попасть.

trengerpenger

1 year ago

vikond65

1 year ago

Читал как-то, что накануне тарана, Козаков совершил неудачную посадку и повредил винт.
После тарана самолет навряд ли бы так сохранился, да груз и кошка сохранились.
С таким винтом он не смог бы летать из-за вибрации от разбалансировки. Поэтому он после тарана выключил мотор и садился на планировании.
Я имел ввиду, что фотография сделана до тарана, винт поврежден скорее всего при не совсем удачной посадке.Жаль что нет фотографий самолета после тарана, думаю, что он бы выглядел по другому, после удара повреждения были бы более значительны, а здесь и шасси целы. Я так думаю, но может и ошибаюсь.
В рапорте командира 4-го КАО поручика Якобашвили, который процитировал Степанов, сказано:
"От удара о немецкий аэроплан у поручика Козакова сломался винт и задний край правого крыла, после чего аппарат соскользнул с немецкого аэроплана и стал падать, и затем, выровнявшись, поручик Козаков опустился неподалёку от аэроплана у с. Гузов".
Как видите, о повреждении шасси не упоминается.
"Проклятая кошка ( якорь ) зацепилась и болтается под днищем самолёта... Тогда я решил ударить "Альбатрос" колесами по его верхней поверхности. Недолго думая, дал руль вниз... Что - то рвануло, толкнуло, засвистело, в локоть ударил кусок крыла моего "Морана". Неприятельский "Альбатрос" наклонился сначала на один бок, потом сложил крылья, и полетел камнем вниз... Я выключил мотор - одной лопасти на моем винте не было. Я начал планировать, потеряв ориентировку, и только по разрывам шрапнели догадался, где русский фронт. Садился, парашютируя, но на земле перевернулся. Оказывается, удар был настолько силён, что шасси было вогнуто под крылья..
Это рапорт Козакова в нем больше деталей, чем у Якобашвили.
P.S. У Вас интересный журнал, читаю с интересом с начала создания да все книги Ваши у меня есть.
Это вообще мои первые комментарии в ЖЖ. Здесь не удержался.
Это не рапорт Казакова, а чей-то журналистский пересказ его слов. И вполне возможно, что с добавлением отсебятины "для красоты". Рапорта так не пишут "что - то рвануло, толкнуло, засвистело....".
Я согласен, это не рапорт, а эмоциальный рассказ Козакова, возможно и какому то журналисту.
Но характер повреждений его самолета думаю очень похож на правду. Зачем ему выдумывать лишнее, даже если это выдумали журналисты то повреждения при таком таране вполне правдоподобны. Ударил ли он германца шасси или отрубил ему хвостовое оперение винтом самолет его бы не выглядел как на фотографии. На фотографии вполне целый самолет со слега поврежденной лопастью. Да кошка с грузом на месте, а ведь ее он должен был бы сбросить перед тараном, если он ее пытался применить, но неудачно. Думаю что самолет Козакова после тарана списали, или в лучшем случае если мотор оказался цел, отправили в ремонт. Сейчас можно только строить догадки, что там было сто лет назад, очень мало документов. Может в будущем еще что-то найдется ,как эта фотография.
Он же говорил, что крючок за что-то зацепился, значит, он не мог его сбросить.
Насчет самого тарана я подозреваю, что Козаков лишь вскользь ударил немца винтом по верхнему крылу, при этом немец не получил фатальных повреждений и улетел на свою территорию, а Козаков, выключив мотор, нормально сел. Поэтому, в отличие от тарана Нестерова, нет ни обломков немецкого самолета, ни тел его экипажа.
Не хотелось бы огорчать автора, но все написанное им - "правда, як вошь кашляе...". Мне довелось видеть список побед русских асов в ту войну - список тогдашний, набранный на машинке с многочисленными помарками и исправлениями. Так вот, согласно этому списку на счету Козакова числится только 5 личных побед, зато еще штук 15 (если память не изменяет) в группе. У того же Евграфа Крутеня личных побед числятся то ли 7, то ли 8 при десятке групповых. Забавно, что у находящегося в этом же списке Ивана Лойко все его 16 побед числятся личными, групповых у него нет. Отсюда вопрос - действительно ли Козаков был самым результативным российским асом или же все дело в том, что он возглавлял самую известную истребительную группу и его просто назначили лучшим?
Кто составлял этот список, каким годом он датирован и в каком архиве вы его видели?
У Лойко не 16, а 6 подтвержденных побед. Все даты и обстоятельства - задокументированы. У Крутеня - тоже 6, из них одна - во Франции.

  • Война на серебре

    Ровно 175 лет назад, 13 мая 1846 года, Соединенные Штаты Америки объявили войну Мексиканской республике. Началась одна из множества захватнических…

  • Замах пана Юзика

    Ровно 95 лет назад, 12 мая 1926 года, главнокомандующий польской армии маршал Юзеф Пилсудский, опираясь на верные ему войска, поднял мятеж против…

  • Джентльмены и пираты

    Наверное, мало кто знает, что у США, несмотря на их географическое положение, очень давняя история войн с арабами. Собственно, именно арабы и были…