я

Нелетучий корабль



138 лет назад, 16 июня 1880 года каперанг российского флота Александр Можайский подал в Департамент торговли и мануфактур прошение о выдаче ему патента или, как тогда говорили, привилегии на изобретенный им "воздухоплавательный снаряд" с паровыми двигателями. Это был первый в России детально проработанный и вполне реализуемый проект аэроплана. Жаль только, что летать он в принципе не мог, о чем сам Можайский, разумеется, не догадывался.

К прошению прилагался черно-белый схематичный чертеж, который я воспроизвел в цвете на заставочной картинке. Реально построенный самолет Можайского, судя по словесным описаниям очеидцев, несколько отличался от этого чертежа и выглядел примерно так, как на нижнем рисунке.



К сожалению, ни одной фотографии аппарата не существует. Судя по всему, Можайский не разрешал его фотографировать, опасаясь промышленного или военного шпионажа. Поэтому я не могу ручаться за точность картинки. В любом случае, амбициозное начинание не увенчалось успехом, но сама попытка. безусловно, достойна уважения.   
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Простите, мэтр, менее всего хотелось Вас обидеть.Просто в ответ на Ваше изящное выражение "секта свидетелей Можайского" я решил создать "секту свидетелей Крякутного".А если серьезно, то еще , дай бог памяти, в 85 или 86-м годах, рассматривая ЦАГОвские продувочные модели вышеозначенного самолета, я поразился чудовищным брусьям, из которых набраны крылья.Можайский экспериментировал с замороженными тушками птиц, поднимая их на манер воздушного змея.Сразу задумываешься, что плоское крыло в Привилегии --попытка защититься от плагиаторов(или шпионов), тем более, что машина Спрингфлоу 1843 года имела ярко выраженный профиль , а ее контр-адмирал явно изучил вдоль и поперек.Видимо , Можайский не обладал умениями того же Джевецкого, чью весьма посредственную подводную лодку в те же годы приняли на вооружение. Еще раз прошу прощения за сумбурное изложение.
Во-первых, даже не надейтесь, что Вам удалось меня обидеть. :)
Во-вторых, судя по форме крыла самолета Можайского, он "плясал" не от птиц, а от воздушных змеев, поэтому отсутствие профиля вполне объяснимо. Если бы он брал за образец птицу или летучую мышь, то его "снаряд" выглядел бы совсем иначе. А он, изучая птиц, так и не понял, какое значение в создании подъемной силы имеет удлинение крыла, то есть, отношение его длины к ширине.
В третьих, я видел несколько моделей самолета Можайского, но ни на одной из них не было никаких "чудовищных брусьев". Не понимаю, откуда Вы их взяли.
Кстати, а у кого вы вычитали про то, что он запускал замороженные тушки?
Думаю, у кого-то из древних авторов.Возможно, Гумилевский 1953, кажется , года.Здоровущий такой талмуд "Рассказы о русской технике", кажется.Хотя автор отмазывался от почетного звания безродного космополита, мог малость и присочинить.А имел я в виду продувочную модель ЦАГИ, фотографии которой имелись в книге к столетию самолета Можайского(1983 года).В свое время писалось, что Можайский проектировал некие поверхности на крыльях для поперечного управления, своего рода протоэлероны..Обижать оппонента, согласитесь , дикость.Даже если бы мы вели с Вами политическую дискуссию.Хотя, боюсь,она вылилась бы в спор Остапа Бендера и ксендза Ерошека.
Вокруг самолета Можайского нагородили очень много фантазий, особенно - в середине 20 века, когда из него сделали пропагандистский фетиш. Тогда и "протоэлероны" появились, о которых в заметках самого Можайского и его современников нет ни слова.
Вообще, всё, что касается этой машины, надо изучать только по документам 19 века, чтобы не утонуть во вранье.
Насчет модели, книга эта у меня есть, но она осталась на старой квартире, когда приеду, гляну, что там за модель, потому что ее фотку я что-то не припоминаю.
Не заморачивайтесь с книгой, мзтр. Набрав в Гугле Продувочная модель самолета Можайского, сразу обнаружите этот шедевр лихих ЦАГовских прочнистов на сайте журнала Авиация и космонавтика.Извините за назойливость, просто хочу проиллюстрировать свои слова, а компьютерная малограмотность не позволяет запостить картинку.
Простите, мэтр, что продолжаю донимать Вас, но я имел в виду не эту модель.Как Вы верно заметили, она аэродинамически облагорожена, а наличие элеронов никак не коррелируется с исследованиями ЦАГИ 1980 года.Я говорил о модели с решетчатым набором крыльев и мачтами.
Продувочные модели всегда - предельно упрощенные. На них не бывает никаких мачт с веревочками, решетчатых наборов и даже лопастей винтов.