я

Нелетучий корабль



138 лет назад, 16 июня 1880 года каперанг российского флота Александр Можайский подал в Департамент торговли и мануфактур прошение о выдаче ему патента или, как тогда говорили, привилегии на изобретенный им "воздухоплавательный снаряд" с паровыми двигателями. Это был первый в России детально проработанный и вполне реализуемый проект аэроплана. Жаль только, что летать он в принципе не мог, о чем сам Можайский, разумеется, не догадывался.

К прошению прилагался черно-белый схематичный чертеж, который я воспроизвел в цвете на заставочной картинке. Реально построенный самолет Можайского, судя по словесным описаниям очеидцев, несколько отличался от этого чертежа и выглядел примерно так, как на нижнем рисунке.



К сожалению, ни одной фотографии аппарата не существует. Судя по всему, Можайский не разрешал его фотографировать, опасаясь промышленного или военного шпионажа. Поэтому я не могу ручаться за точность картинки. В любом случае, амбициозное начинание не увенчалось успехом, но сама попытка. безусловно, достойна уважения.   
Buy for 30 tokens
Вашему вниманию представляю фильмы последних лет. Недавно посмотрела. Все разных жанров, но все понравились. Какой-то больше, какой-то меньше. Делюсь впечатлениями. Темные отражения / The Darkest Minds (2018) В ролях: Амандла Стенберг, Мэнди Мур, Брэдли Уитфорд, Харрис Дикинсон, Патрик Гибсон,…
Простите, мэтр, менее всего хотелось Вас обидеть.Просто в ответ на Ваше изящное выражение "секта свидетелей Можайского" я решил создать "секту свидетелей Крякутного".А если серьезно, то еще , дай бог памяти, в 85 или 86-м годах, рассматривая ЦАГОвские продувочные модели вышеозначенного самолета, я поразился чудовищным брусьям, из которых набраны крылья.Можайский экспериментировал с замороженными тушками птиц, поднимая их на манер воздушного змея.Сразу задумываешься, что плоское крыло в Привилегии --попытка защититься от плагиаторов(или шпионов), тем более, что машина Спрингфлоу 1843 года имела ярко выраженный профиль , а ее контр-адмирал явно изучил вдоль и поперек.Видимо , Можайский не обладал умениями того же Джевецкого, чью весьма посредственную подводную лодку в те же годы приняли на вооружение. Еще раз прошу прощения за сумбурное изложение.
Во-первых, даже не надейтесь, что Вам удалось меня обидеть. :)
Во-вторых, судя по форме крыла самолета Можайского, он "плясал" не от птиц, а от воздушных змеев, поэтому отсутствие профиля вполне объяснимо. Если бы он брал за образец птицу или летучую мышь, то его "снаряд" выглядел бы совсем иначе. А он, изучая птиц, так и не понял, какое значение в создании подъемной силы имеет удлинение крыла, то есть, отношение его длины к ширине.
В третьих, я видел несколько моделей самолета Можайского, но ни на одной из них не было никаких "чудовищных брусьев". Не понимаю, откуда Вы их взяли.
Кстати, а у кого вы вычитали про то, что он запускал замороженные тушки?
Думаю, у кого-то из древних авторов.Возможно, Гумилевский 1953, кажется , года.Здоровущий такой талмуд "Рассказы о русской технике", кажется.Хотя автор отмазывался от почетного звания безродного космополита, мог малость и присочинить.А имел я в виду продувочную модель ЦАГИ, фотографии которой имелись в книге к столетию самолета Можайского(1983 года).В свое время писалось, что Можайский проектировал некие поверхности на крыльях для поперечного управления, своего рода протоэлероны..Обижать оппонента, согласитесь , дикость.Даже если бы мы вели с Вами политическую дискуссию.Хотя, боюсь,она вылилась бы в спор Остапа Бендера и ксендза Ерошека.
Вокруг самолета Можайского нагородили очень много фантазий, особенно - в середине 20 века, когда из него сделали пропагандистский фетиш. Тогда и "протоэлероны" появились, о которых в заметках самого Можайского и его современников нет ни слова.
Вообще, всё, что касается этой машины, надо изучать только по документам 19 века, чтобы не утонуть во вранье.
Насчет модели, книга эта у меня есть, но она осталась на старой квартире, когда приеду, гляну, что там за модель, потому что ее фотку я что-то не припоминаю.
Не заморачивайтесь с книгой, мзтр. Набрав в Гугле Продувочная модель самолета Можайского, сразу обнаружите этот шедевр лихих ЦАГовских прочнистов на сайте журнала Авиация и космонавтика.Извините за назойливость, просто хочу проиллюстрировать свои слова, а компьютерная малограмотность не позволяет запостить картинку.
Простите, мэтр, что продолжаю донимать Вас, но я имел в виду не эту модель.Как Вы верно заметили, она аэродинамически облагорожена, а наличие элеронов никак не коррелируется с исследованиями ЦАГИ 1980 года.Я говорил о модели с решетчатым набором крыльев и мачтами.
Продувочные модели всегда - предельно упрощенные. На них не бывает никаких мачт с веревочками, решетчатых наборов и даже лопастей винтов.