Ровно 85 лет нзад, 17 июня 1934 года, впервые поднялся в воздух крупнейший в мире на тот момент самолет-гигант АНТ-20 "Максим Горький". В значительной мере это был пропагандистский символ мощи сталинской авиации и авиационной индустрии, а в более общем плане - демонстратор превосходства социализма над капитализмом. К сожалению, просуществовал он меньше года и нелепо погиб при попытке достичь еще большего агитационного эффекта.
Очень неприятные мысли вызывает эта история. Все-таки, несмотря на все достижения, триумфы и парады, паскудно то время, когда ради дурацкой показухи сознательно подвергают смертельному риску десятки людей, а их жизни, не говоря уж про уникальный и баснословно дорогой самолет, ценятся дешевле, чем пропагандистский "выхлоп".
Сейчас некоторые авторы оправдывают угробившего "Максима Горького" летчика Благина. Дескать ему, скорее всего, не просто предложили, а негласно приказали крутить мертвые петли вокруг самолета, набитого пассажирами, ради съемки эффектных кадров. Но даже если и так, то чем бы он рисковал, ответив "нет"? Ведь не расстреляли бы его за это и даже не посадили, а в худшем случае могли лишь уволить по какому-нибудь надуманному предлогу.
Впрочем, при его отказе наверняка тут же отыскался бы другой претендент, поскольку система была отлажена и до поры до времени функционировала устойчиво, несмотря на отдельные сбои. Однако жить в такой системе, постоянно трубившей о гуманизме и человеколюбии, но при этом реально относившейся к людям как к дешевому расходному материалу, я бы не хотел.
Один из жилых домов поселка Сокол, разрушенных при падении "Максима Горького".
Н.П. Благин - убийца 49 человек, в том числе семерых детей, которого торжественно похоронили на Новодевичьем кладбище в одном пантеоне с его жертвами. А это говорит о том, что его поступок вовсе не был самовольным воздушным хулиганством.
Journal information