я

Зачем Наполеон упразднил аэронавтику?



Сегодня исполнилось ровно 225 лет со дня знаменитой битвы между французами и австрийцами при Флерюсе, состоявшейся 26 июня 1794 года. В этом сражении французы впервые в истории использовали воздушный шар для наблюдения за противником.

Командир сформированной за два месяца до битвы первой аэростатной роты капитан Жан-Мари-Жозеф Кутель и бригадный генерал Антонин Морло в течение пяти часов находились на высоте 200 метров в гондоле водородного аэростата-шарльера, следя за расположением и перемещениями вражеских войск. Полученные сведения аэрнавты передавали, бросая на землю записки с грузами. Их немедленно доставляли командующему французской армией генералу Журдану, благодаря чему Журдан имел оперативную и подробную информацию о противнике. Это в значительной мере способствовало победе французской армии.

На верхней картине Жана Батиста Маузе изображен генерал Журдан в сражении при Флерюсе. Вдали виден парящий в небе воздушный шар, являющийся непременным атрибутом всех гравюр и живописных полотен, посвященных этому событию. Далее - еще два рисунка XIX века на ту же тему.





После успеха при Флерюсе во Франции сформировали вторую воздухоплавательную роту и прикомандировали ее к Рейнской армии генерала Пишегрю. Подразделения воздушной разведки принимали участие в осадах Шарлеруа, Вюрцбурга, Майнца, Рейхштадта, Штутгарта и Аугсбурга, а также - в Египетской экспедиции Бонапарта.


Французские раскрашенные гравюры, посвященные капитану Кутелю и применению аэростата при осаде Майнца. Для обмена короткими и заранее согласованными сообщениями между аэронавтами и наземными службами использовалась флажная сигнализация.

В общем, польза от аэростатов была несомненной, однако, 28 января 1799 года первая авиарота по непонятной причине была расформирована, а 17 ноября 1801 года указом военного министра Бертье ликвидировали и вторую воздухоплавательную роту, а ее персонал перевели в артиллерию. И в дальнейшем, вплоть до завершения наполеоновской эпохи, во Франции не предпринималось попыток возродить военное воздухоплавание.


Я пытался выяснить у своих знакомых, интересующихся наполеоникой, чем было вызвано такое пренебрежение, но никто из них не смог дать вразумительного ответа. Похоже, что Бонапарт был попросту равнодушен к воздухоплаванию и не осознавал его значения, несмотря на анекдоты о том, что он якобы намеревался использовать армию воздушных шаров для форсирования Ла-Манша.

А если взглянуть на тему шире, то создается впечатление, что великий полководец был человеком довольно косным, недалеким и консервативным во всем, что касалось технических инноваций. Известна история о том, как он обозвал шарлатаном и выгнал Роберта Фултона, предложившего ему проект подводной лодки. Успешно испытанный Фултоном в 1803 году пароход, который мог двигаться против течения, тоже не вызвал у будущего императора никакого интереса.

Да и вообще, за почти полтора десятилетия единоличного правления Наполеона сложно вспомнить хотя бы одно серьезное техническое нововведение, внедренное во Франции, за исключением жаккардовского ткацкого станка для производства узорчатых тканей.


аэростьеры при флерюсе45
Французских военных водухоплавателей конца XVIII века называли аэростьерами. Слева - аэростьеры в форме 1794 года удерживают баллон, справа - солдаты и офицеры 1-й и 2-й воздухоплавательных рот в обмундировании образца 1798 года.
promo vikond65 june 23, 16:38 21
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
У Буонопартия были глубоко личные причины не сильно любить воздухоплавателей.

То же самое касается Гитлера ( второго Наполеона ), спустившего на тормозах немецкий атомный проект...

Бонапарт был неплохим полководцем, но во всем остальном, начиная с экономики, стабильно лажал.
Да и неплохой полководец... до поры до времени.
Хм, а использовалась ли аэростатная разведка в последующие лет 50? В Крымской войне, например?
Нет, следующие примеры использования наблюдательных аэростатов - Франко-австрийская война 1859 года, потом - гражданская война в США, потом - война Тройственного альянса.
Технические нововедения при Бони.
Сахар из свёклы. Консервы. А вот что касается техники, он был маленько того... Туповат-с, хоть и артиллерист. Зато правовед хоть куда, Кодекс Наполеона вещь гениальная и действует в своей основе до сих пор.

Существует мнение, что полководцем он был так себе; в основном своими победами он был обязан своим генералам, которые в большинстве своём были блестящими тактиками. И Бертье тоже))

причина в том, что он был несогласен с вашим тезисом: пользы от аэростатов не было

1) Серьезное техническое новшество, в появлении которым именно Наполеон сыграл существенную роль? Их довольно много. Помимо вышеперечисленных консервов и сахарной свеклы - спички, карандаши, наручные часы, одеколон, туалетная вода, унитарные патроны. Даже перфокарты. Есть книжка хорошая у Нечаева - "Ученый корпус Наполеона".

2) Наполеон уж никак не был равнодушен к воздухоплаванию. Есть история про то, как он ещё будучи курсантом, напрашивался лететь с одним из "отцов" воздухоплавания, Бланшаром.

3) Причины отказа от воздушных шаров, емнип, прозаические - их крайне невысокая эффективность. Ну увидели с шара, что неприятель движется. Но скорострельность оружия еще низкая, "инерция управления" войсками огромная (связь и управление все равно - только посыльными), массированного огня артиллерии, как тактического приема, ещё нет. Говоря по-простому - скорость, с которой воевали, ещё не та, чтобы возможность узнать на полчаса раньше о намерениях противника серьезно на что-то повлияла.

4) Именно проект Фултона был ну очень сырой. Даже более того - пароходы проигрывали парусным кораблям ещё лет 30-40, до появления гребного винта. Перед Наполеоном стояла задача или пересечь Ламанш в 1805 году, или десятилетиями растить новый французский флот, или задушить Англию экономически. Ни для одной из них появление пароходов (особенно в виде проекта Фултона) - не было существенным. А расходов требовало и риски неудачи были огромными.

5) Тогда было время, когда технические новинки внедрялись ещё достаточно медленно. У тех же англичан, например, на вооружении у сержантов были пики, как 50 лет назад. Правда, не знаю, держали ли они им строй, упираясь положенной горизонтально пикой в спины рядовым, как при Фридрихе Великом. И в таких условиях именно консерватизм, когда новое оружие внедряется 5-10 лет - более выигрышен. Он не требует больших затрат на внедрение новинок, позволяет стандартизировать вооружение, снижает риски. С точки зрения практики это вообще единственная результативная стратегия в случае большой численности войск и большой их "этнической широты".

А через 40 лет уже скорости "внедрения технических новинок" сильно сократились и консерватизм начал проигрывать. Но именно в период наполеоновских войн именно "технический консерватизм" был более выигрышной стратегией.

6) Мне тут вспомнился контр-пример. Как тот же Наполеон прогнал "мокрыми тряпками" в свое время ещё одного "гениального изобретателя", - Леппиха. Того самого, которому потом Александр I отдал Воронцово, кучу денег и от которого получил лишь обещания непременно построить "воздушный корабль".
/////////спички

Хороший пример: изобрели во Франции, а выпуск наладили через 8 лет в Австрии, которая в это время с Францией воевала.

//////////карандаши

Германия, 1719 год.

///////// наручные часы

Англия, 1571 год.

//////////одеколон

Германия, 1709 год. Страну происхождения даже из названия видно: Eau de Cologne - "Кёльнская вода".

//////////туалетная вода

Известна с античных времен.

//////////унитарные патроны

Еще один пример французского изобретения, на которое Бонапартий забил болт, не предприняв никаких мер для его внедрения.

//////////Даже перфокарты

А это тот самый жаккаровский ткацкий станок, о котором я написал. Всё остальное - мимо.
Вообще-то Наполеон как минимум дважды дал доказательства того, что ему тупо не хватало общего образования: в Египетском походе (где он вообще не представлял себе социальную картину атакуемого региона) и при нападении на Россию (где он не только выбрал абсурдное направление главного удара, но и не учел общеизвестные географические особенности атакуемой страны).

А уж все, что касалось техники, было точно вне его разумения. Исключение составляла артиллерия -- посколько он изначально был артиллеристом.

Да и с артиллерией не всё было гладко. Англичане еще в 1803 году приняли на вооружение шрапнель, а у французов она при Наполеоне так и не появилась.
Черт его знает, что Наполеон не поделил именно с Куттелем - как-то у историков нет внятного объяснения
Но с другой стороны тогдашние аэростаты требовали до трех суток для своего наполнения газом (а монгольфьеры не могли висеть в воздухе по нескольку часов как при Флерюсе) Потому использовать их в полевых сражениях при маневренном стиле войны, который применял Бонапарт, было несподручно (ну вон на картинке видно, как переводят аэростат с места на место. Вот так и таскать его за армией при ускоренных маршах? Жуткое дело...). Только при осаде крепостей (Где они себя и зарекомендовали положительно). А как раз осадами Наполеон предпочитал не заниматься (без крайней нужды) Ну и зачем иметь в таком случае отдельный род войск?
Ну вот, ИМХО, как-то так считал Наполеон. (И покуда он не стал Верховным Главнокомандующим - аэростьеры в армии Французской Республики вполне применялись)

Edited at 2019-06-27 05:43 am (UTC)
В отличии от ЖЖ мыслителей корсиканец был практиком, использование и содержание воздушных шаров было не рентабельным.
А почему к 1859 году оно стало рентабельным? Что изменилось за эти годы? Технология выработки водорода осталась прежней.
Что характерно:
pyka_npu3paka
29 июня 2019, 16:02 (местное)
слив тебе мамка засчитает когда за собой в туалете смоешь. Иди, считай.


На этом меня мсье pyka_npu3paka забанил.
Ну... бывает такое.
Особенно - с хохлами.