Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Крылья чекистов

znak_vvs_nkvd

Сегодня - знаменательная дата у замечательных людей с чистыми руками, горячими сердцами и холодными головами, почему-то до сих пор вызывающих у некоторых противоречивые эмоции. Ровно 85 лет назад, 10 июля 1934 года Центральный Исполнительный Комитет СССР принял постановление "Об образовании общесоюзного народного комиссариата внутренних дел", сокращенно - НКВД.

Поздравляю всез причастных, ну а поскольку мой блог называтся "Авиамастер", на авиации мы и остановимся. Как у всякой солидной военизированной организации, у НКВД, помимо всего прочего, были собственные воздушные силы и свои летчики. Вверху помещено фото их форменной нарукавной нашивки.

В состав воздушного флота НКВД входила пограничная авиация, а также транспортные, пассажирские, связные и учебные машины, которые обслуживали различные организации и ведомства, подчиненные руководству Комиссариата. Они выполняли самые разные задачи, от патрулирования границ до перевозки арестованных и вывоза золота с отдаленных колымских приисков.

По состоянию на апрель 1941 года в НКВД насчитывалось 120 самолетов, в том числе шесть МП-1 (гражданский вариант летающей лодки МБР-2), восемь МП-1бис с моторами М-34, 35 П-5бис (невооруженная гражданская версия разведчика Р-5), шесть ПЛ-5, два Ш-2, 31 У-2, 15 У-2СП, пять С-2 (санитарный вариант У-2) и пять ПС-7 (пассажирская модификация двухмоторного разведчика Р-6).

Вот снимки некоторых из этих и более ранних чекистских машин, а также тех, кто на них летал.

1938_1
Самолет Р-5 (или П-5) с характерной надписью на борту, снимок фотокорреспондента газеты "Правда Востока" Макса Пенсона.

nkvd2
Несколько самолетов того же типа из 1-го авиаотряда НКВД Узбекской ССР на Ташкентском аэродроме. На фюзеляжах, вероятно, нанесены зеленые круги с вписанными в них красными звездами (эмблема пограничной авиации).

pogran
Радиофицированный Р-5 одного из погранотрядов НКВД с аналогичной эмблемой на хвосте, обведенной белой окантовкой.


МБР-2 одного из морских пограничных авиаотрядов.

pic_20
МБР-2 командира 2-й отдельной Камчатской пограничной эскадрильи М.И. Пармичева, зима 1934 г. Под крылом видны бомбодержатели.

112
На некоторых снимках самолеты советской пограничной службы 1930-х годов имеют другой отличительный признак - зеленый руль поворота с двумя горизонтальными белыми полосами.

695_451761217
Последствия аварии самолета ПС-7 авиации Дальстроя НКВД, произошедшей в Чокурдахе 30 июня 1941 года. Самолет при разбеге налетел поплавком на плывущее по реке бревно и перевернулся. Удивительно, но при этой аварии никто не пострадал.

nkvd3
Личный состав одного из авиаотрядов погранохраны НКВД, 1939 год.

16298-1-f
Группа выпускников авиационного отделения Харьковского училища НКВД им. Дзержинского, 1939 год. Обратите внимание, что строевых летчиков к тому времени уже переодели в неказистые мешковатые гимнастерки, но курсанты еще ходили в красивой форме с френчами, белыми рубашками и галстуками.

0_5d64_f1039142_orig
Этот снимок времен войны имеет к НКВД лишь косвенное отношение, но мне он понравился колоритными "граффити" на борту бомбардировщика Ил-4 - "Дальневосточный чекист" и "Дальстроевцы". Самолет построен на средства, собранные работниками Дальстроя.

1935-40

                      Образцы униформы офицеров пограничной авиации НКВД.
Tags: История, СССР, авиация, спецслужбы
Subscribe
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments