я

ИЛ-2 без Ильюшина



Ровно 95 лет назад, 19 июля 1924 года, впервые поднялся в воздух советский истребитель ИЛ-2. Несмотря на схожий индекс, никакого отношения к будущему "летающему танку" и к его создателю - Сергею Ильюшину этот самолет не имел, а аббревиатура ИЛ обозначала "Истребитель-Либерти". Дело в том, что на самолете стоял импортный американский мотор "Либерти", который впоследствии выпускался в СССР под обозначением М-5.

Иногда в документах встречается другое обозначение той же машины - ИЛ-400 бис, где цифра "400" обозначает мощность мотора в лошадиных силах, а "бис" - вторую модель. При этом первый образец истребителя называли просто ИЛ-400. Его главным конструктором был Николай Поликарпов, но в индексе машины это не отразилось. Традиция обозначать самолеты, а потом - и вертолеты первыми буквами фамилий их создателей пришла в советскую авиацию гораздо позже.

ИЛ-2 был для своего времени весьма передовой и перспективной машиной - безрасчалочным свободнонесущим монопланом. Эта аэродинамическая схема утвердилась в истребительной авиации только в середине следующего десятилетия. Самолет обладал выдающимися летными характеристиками, в частности, максимальная скорость, достигнутая на испытаниях, составляла 280 км/ч, а потолок - 7500 м.

К сожалению, из-за слишком задней центровки, самолет поначалу был недостаточно устойчивым, легко срывался в штопор и с трудом выходил из него. Для малоопытных пилотов машину признали слишком сложной и опасной. Впоследствии этот недостаток был устранен. После смещения вперед центра тяжести самолет приобрел прекрасную устойчивость, но к тому времени решение о его принятии на вооружение было отменено, а серийное производство прекратилось после постройки всего 10 экземпляров (из первоначально заказанных 33-х), да и те не были переданы в строевые части ВВС.

Вместо ИЛ-400 бис, получившего армейский индекс И-1, в массовое производство запустили истребитель Григоровича И-2, имевший "традиционную" бипланную схему. С тем же мотором "Либерти" он значительно проигрывал поликарповской машине буквально по всем параметрам, за исключением одного - горизонтальной маневренности. И-2 был более медленным (всего 240 км/ч) и менее высотным (7000 м), но виражи он выполнял быстрее и с меньшим радиусом, чем И-1, обладавший более высокой нагрузкой на крыло.

Именно этот параметр военные сочли решающим, поскольку над ними довлел опыт Первой мировой войны, когда типичный воздушный бой представлял собой "карусель", а победу, как правило, одерживал тот, кто сумел переманеврировать противника и зайти ему в хвост на вираже. Поэтому маневренный истребитель предпочли скоростному, а на И-1, опередившем свое время примерно лет на 10, поставили крест. И лишь в 1934 году его концепция вновь нашла свое воплощение в очередной поликарповской машине - И-16, принесшей советскому авиаконструктору мировую известность. Но это уже другая история.

На заставке, сверху вниз:
Первый прототип ИЛ-400.
Второй улучшенный прототип ИЛ-400 бис, он же ИЛ-2. Помимо заводского индекса, самолет носил характерное для своей эпохи название "Крылья мировой коммуны".
Один из 10 серийных экземпляров И-1.


ИЛ-2 возле ангара на Ходынском аэродроме зимой 1924-25 годов.


Серийный И-1.
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Тоже по-разному. И-3 и И-5 действительно считались простыми и стабильными. А вот с И-15 и И-153 - уже не так однозначно. Хотя, по сравнению с "ишаком", управлять ими было проще.