я

Самолеты на рельсах

DszFHucWoAEkZsP.jpg

98 лет назад, 24 июля 1921 года, под Серпуховом потерпел катастрофу экспериментальный аэровагон, сконструированный 25-летним изобретателем-самоучкой Валерианом Абаковским, который погиб под обломками своего творения. Вместе с ним в коммунистическую Валхаллу отправились шестеро делегатов Третьего конгресса Коминтерна во главе с видным деятелем ВКП(б) "товарищем Артемом", он же Ф.А. Сергеев, занимавший посты члена ВЦИК и  главы Всероссийского профсоюза горнорабочих.

Аэровагон представлял собой пассажирскую дрезину с пропеллером и авиационным мотором, сделанную на базе обычного двухосного железнодорожного вагона. Большевики очень гордились этим изобретением и после нескольких испытательных заездов решили прокатить на нем иностранных коммунистов. Результат описан в предыдущем абзаце. Помимо "Артема" и Абаковского, погибли двое немцев, американец, англичанин и австралиец. Всех их торжественно похоронили у кремлевской стены. Остальным 13 пассажирам повезло больше - они выжили, хотя и получили различные травмы.

Официальной причиной катастрофы было ужасное состояние железнодорожного полотна, которое не ремонтировали с царских времен. На одном из стыков рельсы разошлись и встали в перекос. Тихоходные и тяжелые паровозы проходили этот разрыв более-менее нормально, но относительно легкий и мчавшийся на скорости 85 км/ч аэровагон высоко подпрыгнул и отправился в воздушный полет, правда, - совсем недолгий. Странно, что Абаковский, который лично управлял аэровагоном, разогнал свою "телегу" до столь критической скорости, поскольку он не мог не знать о тогдашнем состоянии российских железных дорог.

Впрочем, есть и другая версия - неофициальная. Согласно ей, аэровагон врезался в груду камней, кем-то наваленных у него на пути. Передний обзор у вагона был почти нулевой, поэтому неудивительно, что машинист не заметил преграду. Как бы там ни было, а попытка большевиков щегольнуть передовой технической новинкой закончилась весьма плачевно и больше они аэровагонов не строили.

К сказанному можно добавить, что изобретение Абаковского, в сущности, изобретением не являлось, так как первый в мире аэровагон еще в 1919 году построил в Германии инженер Отто Штайниц. Его дрезина с пропеллером успешно прошла испытания, на которых она развила скорость 100 км/ч. Но покупателей на нее не нашлось, поскольку она с такой скоростью не вписывалась в структуру железнодорожных перевозок. К тому же, вместо угля, она кушала дорогой авиабензин, а ее движение сопровождалось диким ревом, отнюдь не услаждавшим слух жителей окрестных домов.

Тем не менее, в 1929 году инженер Франц Крукенберг вернулся к идее аэровагона и спроектировал его заново, на новом техническом уровне. В следующем году его проект воплотили в металле на заводе "Ханновер-Лейнхаузен". Машина получилась очень обтекаемой и аэродинамичной. За внешнее сходство с дирижаблем она сразу получила прозвище "Шеиненцеппелин" - "рельсовый Цеппелин". Ее приводил в движение 250-сильный мотор BMW-IV с двухлопастным винтом, который позже заменили на гораздо более мощный 600-сильный авиамотор BMW-VI с четырехлопастным апропеллером.

В 1932 году "Шеиненцеппелин" установил мировой рекорд скорости для рельсовых локомотивов - 230 км/ч, который продержался до 1954 года. Однако германские железные дороги не были рассчитаны на движение с подобными скоростями, особенно большой риск возникал на поворотах. Проблемы координации движения с менее скоростными составами тоже никуда не делись, а строительство для аэровагонов отдельных линий сочли нецелесообразным, тем более - в условиях охватившего Германию экономического кризиса.

Поэтому "Шеиненцеппелин", как и его предшественик, остался в единственном экземпляре. В дальнейшем Крукенберг переделал его под обычный колесный привод, с которым вагон разгонялся до 180 км/ч. Но и в этом виде он оказался невостребованным.

На заставке - первый в мире аэровагон Отто Штайница.

w1200_h630_x1090_y643_SZ_44956431_960280487_RGB_190_1_1_1cefa03d2f3f95c8b776ffd4051f6650_1545912536_960280487_33bb218884-d114526b18e6877a.jpg
Аэровагон Абаковского.

1557059290_2.jpg
Пассажиры аэровагона и провожающие перед роковым рейсом. Как известно, фотографироваться перед отправлением в путь - плохая примета, но они в приметы не верили.

d0b2d0b0d0bbd0b5d180d0b8d0b0d0bd-d0b0d0b1d0b0d0bad0bed0b2d181d0bad0b8d0b9.jpg
Валериан Абаковский, "товарищ Артем" и посвященная ему страница из советского альбома "Памяти погибших вождей".

Schienenzeppelin_Steilrampe.jpg
"Рельсовый Цеппелин" Крукенберга.

0A0.jpg
Он же - без алюминиевой обшивки.

Schienenzeppelin2.jpg
"Шеиненцеппелин" у перрона и его пассажирский салон.

orig.jpg
"Шеиненцеппелин" с четырехлопастным винтом.
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Происшествия, Транспорт.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Шейненцеппелин - это "Летучий Гамбуржец" же, нет? Где-то в 70-е в "Моделисте-Конструкторе" про него статья была...
и изрыгая русофобский яд, беснуется агент госдепский
Советского альбома "Памяти погибших вождей".
Дорогущая теперь книженция ...
"Аэровагон представлял собой пассажирскую дрезину с пропеллером и авиационным мотором, сделанную на базе обычного двухосного железнодорожного вагона."

- не согласен, нет ничего от жд вагона, тогда был массовым тип вагона НТВ двухосный.
У аэродрезины рама и рессорный подвес по автомобильному, колесные пары легкие.
Возможно рама грузовика взята, либо автодрезина рельсовая.
"Конструкция аэровагона Абаковского была максимально упрощена и облегчена для достижения высокой скорости. Машина имела ходовую часть с двумя колесными парами, тормозами и другими агрегатами, заимствованными у существовавшей в то время железнодорожной техники". (С)

Вы никогда не видели вагонов на рессорном подвесе? А вот это, к примеру, что?
https://victorymuseum.ru/upload/iblock/f7a/GRUZOVOI_KRYTYI_ZHELEZNODOROZHNYI_DVUKHOSNYI_VAGON_TEPLUSHKA.png

Edited at 2019-07-24 10:12 pm (UTC)
Можно ещё «Black Beetle» упомянуть. Это уже не аэро, но в целом идея близкая.
"Шеиненцеппелин" нет такого. Есть Schienenzeppelin - Шиненцеппелин инженера Франца Крукенбергера
///Он же (Schienenzeppelin) - без алюминиевой обшивки.///
Кажется у него никогда не было аллюминевой обшивки. Был аллюминиевый набор обтянутый полотном
Вы бы лучше лишние "л" на недостающие запятые поменяли))
Тот же случай , что и с "танком Лебеденко":
самородок-изобретатель разрабатывает экзотичный вид техники, даже добивается создания образца, и... в итоге заканчивается ничем.
У немцев и разработки, и надежды были побольше, но в итоге оказалось, что лучше бы они закончились пораньше.
Нет, не то же самое. "Танк Лебеденко" - машина в принципе неработоспособная, в отличие от аэровагонов. Любому мало-мальски грамотному инженеру это должно быть ясно, как божий день.
Интересно, Абаковский реально не видел проблему переднего обзора?
это в честь этого товарища Артема эсминец назвали?
Среди провожающих стоит некто, похожий на Кобу. Жаль, не поехал с остальными)))