Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Первый блин - "Комет"

1434584888546

Ровно 70 лет назад, 27 июля 1949 года, произошло эпохальное событие в истории авиации. В Англии первые поднялся в воздух первый в мире реактивный пассажирский пайнер De Havilland DH.106 Comet ("Комет", в переводе - "Комета"). Через два с половиной года, после завершения испытаний и ряда доработок, он получил сертификат летной годности и вышел на авиалинии. Это была поистине революционная машина, летавшая в полтора раза быстрее лучших поршневых авиалайнеров.

Однако, как это порой бывает, первенец получился далеко не идеальным, а если - без обиняков, то просто страшным. Пять из девяти серийных "Комет" первой модификации всего за два года разбились в авариях и катастрофах, а остальные машины после очередной трагедии были отстранены от полетов и списаны в утиль. По современным меркам, кажется странным, что этого не сделали раньше, после первых же инцидентов. Но тогда требования к безопасности авиаперевозок были совсем иными.

Позже, в ходе статических испытаний, выяснилось, что в конструкции фюзеляжа "Кометы" был заложен фатальный дефект, приводящий к быстрому образованию усталостных трещин вокруг иллюминаторов, а в конечном итоге - к внезапному разрушению самолета в воздухе. Опять же, довольно странно, что эти испытания не были проведены до запуска машины в серийное производство и в коммерческую эксплуатацию. 

Вторая молификация - Comet-1A оказалась получше, но ненамного: из десяти серийных экземпляров разбились три, а остальные - также были сняты с маршрутов и отправлены в металлолом. В общем, пожалуй, зря самолету дали такое название, ведь кометы издавна называли падающими звездами, а их появление на небосклоне считалось предзнаменованием бед и несчастий - войн, эпидемий, наводнений, голодоморов.

Тут, кстати, просматривается аналогия с российским самолетом-гигантом "Святогор", который в полном соответствии со своим крайне неудачным названием так и не смог оторваться от земли-матушки. Короче, выбирая имя своему детищу, крепко думать надо.

На заставочном фото - первый прототип "Кометы" во время летных испытаний.


Обломки "Кометы" с бортовым кодом D-ALYV, разбившейся под Калькуттой 2 мая 1953 года. Это была первая в истории катастрофа реактивного пассажирского лайнера, в которой погибли все 43 человека, находившиеся на его борту. Причиной катастрофы объявили сложные погодные условия.
comet

Первый серийный экземпляр "Кометы" с бортовым кодом G-ALYP. 10 января 1954 года этот лайнер с 29 пассажирами и шестью членами экипажа вылетел из Рима в Лондон, а через несколько минут - исчез с экранов радаров. Вскоре с острова Эльба поступило сообщение, что пролетавший над ним с реактивным гулом большой самолет внезапно рассыпался в воздухе и его обломки упали в воду возле берега. Разумеется, из экипажа и пассажиров никто не выжил.

G-ALYP-2
Извлечение обломков G-ALYP из Средиземного моря.

1922024
Первые три "Кометы", поступившие в 1952 году в британскую авиакомпанию BOAC. Две из них разбились. На первом плане - злосчастный G-ALYP незадолго до гибели.


Разрушение фюзеляжа "Кометы" на статических испытаниях.
Tags: Англия, История, авиация, катастрофы, транспорт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дети Линкольна

    Все-таки, телеграф - отличная вещь! Благодаря ему президент США Авраам Линкольн всего через два часа после капитуляции форта Самтер узнал о том,…

  • Берегитесь мошенников!

    Ровно 115 лет тому назад, 14 апреля 1906 года, братья Райт отправили правительствам Германии, Италии, Японии и России письма с предложением купить…

  • Отблеск звездных войн

    Ровно 460 лет назад, 14 апреля 1561 года анно домини, согласно сообщению "Нюрнбергского информационного листка" (аналог нынешних газет),…

promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 117 comments
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Космос.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Ничего подобного. Это авиация.

lj_frank_bot

1 year ago

vikond65

1 year ago

lj_frank_bot

1 year ago

aleksey_vyrsky

1 year ago

vikond65

1 year ago

namezeroisok

1 year ago

Ниче потом летал. До начала 90х годов, 4я Комета ходила. А ее сынуля, Нимрод, летает до сих пор

Ошибка при конструировании, с таким же успехом поршневые лайнеры могли сыпаться.

pazakk

1 year ago

ondatr_san

1 year ago

shadows_of_hate

July 27 2019, 07:51:17 UTC 1 year ago Edited:  July 27 2019, 07:54:21 UTC

На то и первый в мире... Проектировали по канонам авиации поршневого века, а век-то уже прошел. Тем не менее, препроектированные более поздние "кометы" (4, 4В и 4С) вполне неплохо летали.
А что у нашего Ту-104 с аварийностью было?
Печальненько там было с Ту-4. Катастрофы. Штопорил с большой высоты, конструкторская ошибка.

mitrichu

1 year ago

ondatr_san

1 year ago

mitrichu

1 year ago

jno2004

1 year ago

mitrichu

1 year ago

aleksey_vyrsky

1 year ago

jno2004

1 year ago

ondatr_san

1 year ago

Интересно, что пассажирские самолёты с прямоугольными иллюминаторами летали до конца 20- го века. Правда, устаревшие и пропеллерные. Но они не поднимались выше 6 км.
Тут не километры важны, а скорость.

ondatr_san

1 year ago

mitrichu

1 year ago

viktor11015

1 year ago

ondatr_san

1 year ago

aleksey_vyrsky

1 year ago

mitrichu

1 year ago

aleksey_vyrsky

1 year ago

mitrichu

1 year ago

aleksey_vyrsky

1 year ago

mitrichu

1 year ago

aleksey_vyrsky

1 year ago

mitrichu

1 year ago

aleksey_vyrsky

1 year ago

mitrichu

1 year ago

jno2004

1 year ago

viktor11015

1 year ago

Спасибо, интересно.
Странно, что у него оперение вообще не стреловидное. А крыло - стреловидное. Может, ещё в этом была проблема?
Квадратные иллюминаторы - проблема. Углы стали концентраторами напряжений. Поэтому все современные самолёты летают с иллюминаторами круглыми.

lx_photos

1 year ago

vikond65

1 year ago

lx_photos

1 year ago

vikond65

1 year ago

lx_photos

1 year ago

demyan

1 year ago

lx_photos

1 year ago

demyan

1 year ago

lx_photos

1 year ago

aleksey_vyrsky

1 year ago

demyan

1 year ago

lx_photos

1 year ago

Эх наивные времена были...Ведь эти упавшие"Кометы" при правильном использовании могла бы сбить"империя зла"!
Сударь! Эпоха была цивилизованной.
Почему иллюминаторы круглые?
На ИЛ 14 кстати были квадратные. Я летал на нём.
У Ил-14 нет таких нагрузок, другие скорости, другие высоты, другой перепад давления. На Комете среди прочего начинались усталостные трещины от острых углов иллюминаторов. На Комете 4 они круглые.

mitrichu

1 year ago

Вот чего я не понимаю, так это для чего вообще иллюминаторы современным самолётам. Геморрой при конструировании, удорожание конструкции, сложности при испытаниях, уменьшение ресурса.
Психологически сложно людям летать в "металлическом гробу" без окон.

johnleehooker

1 year ago

mitrichu

1 year ago

johnleehooker

1 year ago

mitrichu

1 year ago

johnleehooker

1 year ago

ondatr_san

1 year ago

johnleehooker

1 year ago

phobos_il

1 year ago

johnleehooker

1 year ago

johnleehooker

1 year ago

phobos_il

1 year ago

johnleehooker

1 year ago

viktor11015

1 year ago

vikond65

1 year ago

ondatr_san

1 year ago

vikond65

1 year ago

ondatr_san

1 year ago

vikond65

1 year ago

ondatr_san

1 year ago

vikond65

1 year ago

ondatr_san

1 year ago

vikond65

1 year ago

ondatr_san

1 year ago

vikond65

1 year ago

ondatr_san

1 year ago

vikond65

1 year ago

ondatr_san

1 year ago

vikond65

1 year ago

Всё таки какой же он страшный. Эх помню, в далеком детстве, клеил модельку "Кометы" - уже тогда он мне не внушал доверия своим видом ))) Страшнее только "Нимрод" со всякой дополнительной хренью. Сравнить с похоронной тушкой - так 104-й красавец писаный (хоть и "вы летать на нём не умеете"). Впрочем за ооочень редким исключением, все изделия британского авиапрома чисто эстетически уродцы из уродцев.
Чем страшный то? Ту-104 по дизайну.

phobos_il

1 year ago

viktor11015

1 year ago

demyan

1 year ago

viktor11015

1 year ago

Там вроде был трабл с квадратным иллюминатором в крыше.
== В Англии первые поднялся в воздух первый в мире реактивный пассажирский пайнер De Havilland DH.106 Comet ("Комет", в переводе - "Комета").

Неа ! Первым был Vickers Type 618 Nin-Vicking, полетевший 6 апреля 1946 года, но и до него был "Ланкастриан" с реактивными двигателями
/////////Первым был Vickers Type 618 Nin-Vicking, полетевший 6 апреля 1946 года

Это не лайнер, а испытательный стенд для двигателей.

///////////но и до него был "Ланкастриан" с реактивными двигателями

То же самое.

sedov_05

1 year ago

vikond65

1 year ago

sedov_05

1 year ago

vikond65

1 year ago

sedov_05

1 year ago

vikond65

1 year ago

sedov_05

1 year ago

vikond65

1 year ago

sedov_05

1 year ago

vikond65

1 year ago

sedov_05

1 year ago

vikond65

1 year ago

sedov_05

1 year ago

vikond65

1 year ago

Катастрофы "Комет" были элементом серии аварий и катастроф, связанных с усталостью металла, происходивших в 1940-ых - 1950-ых годах. К тому времени появились новые высокопрочные сплавы для которых усталость металла оказалась куда более важной проблемой, чем его низкая прочность. Мне в книге по авиационному сопромату пришлось видеть фотографии похожих на разрушения фюзеляжей "Комет", разрушения неавиационных объектов, так на меня большое впечатление произвёл трубопровод, который раскатало в длинную металлическую ленту. ( представьте, трещина, выявленная при статических испытаниях, как на фото, образовалась не в относительно коротком фюзеляже, а в длинной многокилометровой трубе, да ещё находящейся под давлением, так ту трубу развернуло в ленту).
Насчёт Святогора , так я бы никогда не назвал бы так самолёт, вспоминая фразу капитана Врунгеля :"Как вы яхту назовёте- так она и поплывёт!", но к счастью, в отличие от Комет , при эксплуатации Святогоров никто не погиб, как сказано в одной книге:" Спроектировать нелётоспособный самолёт - неприятно, но не трагично- его нелётоспособность сразу станет понятной при первом же испытании, страшно спроектировать самолёт на грани лётоспособности, когда он на испытаниях, волей случая ,покажет себя с лучшей стороны, а во время эксплуатации, во время полётов , из-за вибраций , тепловых или других деформаций, прямо в воздухе, некоторые самолёты этого типа, начнут переходить из лётоспособной конфигурации в нелётоспособную и падать разбиваясь!"

Recent Posts from This Journal

  • Дети Линкольна

    Все-таки, телеграф - отличная вещь! Благодаря ему президент США Авраам Линкольн всего через два часа после капитуляции форта Самтер узнал о том,…

  • Берегитесь мошенников!

    Ровно 115 лет тому назад, 14 апреля 1906 года, братья Райт отправили правительствам Германии, Италии, Японии и России письма с предложением купить…

  • Отблеск звездных войн

    Ровно 460 лет назад, 14 апреля 1561 года анно домини, согласно сообщению "Нюрнбергского информационного листка" (аналог нынешних газет),…