я

Чужие колеса

richard-brasier_grand_prix_1

115 лет тому назад, 31 июля 1904 года, несмотря на грохотавшую где-то вдали войну с Японией, на Волхонском шоссе под Петербургом состоялась четвертая ежегодная всероссийская автомотогонка "Волхонская верста". В ней впервые приняли участие женщины, выступавшие в отдельном зачете, а также впервые в России был преодолен знаковый скоростной рубеж в 100 км/ч.

К сожалению, как и во всех предыдущих аналогичных соревнованиях, первое из которых прошло в 1901 году, ни один российский скоростной автомобиль или мотоцикл в этой гонке не участвовал, потому что их просто не было. Автомобильная промышленность в России фактически отсутствовала, равно как и собственные конструкторские разработки в данной области.

Если в Западной Европе и США счет ежегодно выпускаемых автомобилей шел уже на десятки тысяч (в одной только Франции в 1903 году было собрано более 30 тысяч автомашин различных классов), то Россия в этом отношении соответствовала "золотой дремотной Азии" и Латинской Америке.

Почти все машины, колесившие по ее дорогам, были импортными, за исключением нескольких десятков маломощных самоходных экипажей, собранных в местных полукустарных мастерских, оснащенных иностранными двигателями и, как правило, являвшихся копиями зарубежных образцов. И в дальнешие дореволюционные годы отсталость Российской Империи от западных соседей в деле автомобилизации продолжала нарастать.

Сложно сказать, насколько успешно удалось бы решить эту проблему, если бы не известные события 1917 года. На сей счет есть разные мнения. А на заставке - французский гоночный автомобиль "Ришар-Бразье" образца 1904 года с мотором в 50 лошадиных сил, на котором русский водитель Александр Солдатенков выиграл гонку, развив скорость 106 км/ч.

Второе место с большим отрывом от лидера занял француз Сибильо на французском же автомобиле "Гоброн-Брилье" с 25-сильным двигателем, разогнавшийся до 72 км/ч. Фотографии этой машины я, к сожалению, не нашел. А внизу - обладатель третьего места - опять-таки французский паровой (!) болид "Серполле" достигший скорости 63 км/ч. Впрочем, я не уверен, что это именно та модификация, поскольку фотографий "Серполле" с петербургских гонок тоже нет, а данный снимок сделан во Франции.



Далее - автомобиль "Ришар", идентичный тому, на котором француженка мадам Альтон победила в женской гонке со скоростью 32,5 км/ч. Думаю, о его стране его происхождения вы уже догадались.

жорж-ришар-10лс

И наконец - победитель мотогонки - бельгийский супербайк "Саролеа". Его наездник - француз Франсуа Донье проехал мерную версту на  скорости 76 км/ч. Этот всероссийский мотоциклетный рекорд продержался до 1913 года.

Sarolea-1904-3hp-CMC
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Авто, История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Так и есть. "Руссо-Балт" за 7 лет работы выпустил чуть меньше 500 машин. 70шт в год в масштабах РИ это вообще ни о чём. Пыль...
Интерес к автомобилям был.
Тут важна емкость возможного российского авторынка.
ну и вопрос инфраструктуры: потенциальный покупатель должен быть не только богат, но и этаким техническим фанатиком, готовым и лично копаться в автомобиле и изучать его особенности, и искать соответствующх мастеров, оценивать их квалификацию...
ну и дорог, пригодных для автомобилей, было немного.
"- Емкость рынка нулевая - все ходят босиком!
- Емкость рынка огромная - ни у кого нет обуви!"(с)

FORD T к примеру в РИ продавались...

П.С. Там скорее с топливом проблемы, но газогенераторные трактора ЛАНЦ-Бульдог активно юзались до конца 50-х, ну и керосиновые смеси вполне себе юзались всю гражданскую в качестве моторного топлива для ДВС... А керосин в РИ был...
Да и бензин плохонький тоже был но видимо утилизировался по месту добычи/переработки как отходы...


Edited at 2019-07-31 07:24 am (UTC)
Re: дорог ещё не было
Последняя миля ( а на самом деле десять-сорок) на гужевом или руками то еще удовольствие...
Re: дорог ещё не было
дык, климат не аглицкий с немецким. Посему, лошадка родимая. Это через 100 лет придут к нам технологии. Есть работа и для "Касагранды".
Re: дорог ещё не было
Лошадке , точнее гужевой повозке тоже нужно хоть какая-то дорога... Значительная часть автомобилей выпускавшихся тогда могли передвигаться по таким дорогам... Почитайте саперные наставления РИ ( и более поздние советские) начала 20 века по поводу дорог - очень познавательно на предмет их отсутствия...

Edited at 2019-07-31 08:11 am (UTC)
Re: дорог ещё не было
Предположу, что немцы в 41м воспользовались именно такими наставлениями...
Re: дорог ещё не было
Ну в мае то они не атаковали - дождались чтоб дороги просохли...
И до начала сентября никакая распутица немцам не мешала, а мешала им Красная Армия (даже та ее часть которая массово сдавалась в плен). А до этого момента по немецким планам Красная Армия должна была быть разгромлена - так и случилось . Ленинград был блокирован - 8 сентября, Киевский котел замкнулся 15-го. Но Сталин не капитулировал...


П.С. Я про то что дороги в РИ вполне себе мостили и под гужевой транспорт, разными доступными способами...
и не только там где царь проедет...
Re: дорог ещё не было
Мостили, нет сомнений. Я о приоритетах... и намёках автора на отставание.
Re: дорог ещё не было
Ну так отставание то было - вы просто указываете одну (существенную, но не единственную) из его причин.
Более того было понимание оставания и пути его преодоления (план ГОЭЛРО был разработан как бы не до ПМВ) .

П.С.
Довольно посредственный французский ручной пулемет "Шош" во время ПМВ массово производился на велосипедном заводе. Когда в РИ попытались повторить этот фокус - велосипедных заводов в РИ не нашлось. Хотя велосипеды в РИА были в колличестве - французского производства
Re: дорог ещё не было
Я и не ставил задачу оправдаться. Скорее, таким "отставанием" нужно гордится.

Edited at 2019-07-31 04:51 pm (UTC)
Re: дорог ещё не было
Немножко не понял...
Чем именно нужно гордиться?

Наличием более суровых природных условий? Низкой транспортной связностью?
Re: дорог ещё не было
Мил человек, главным достижением на тот момент нужно считать, предположу, наличие умных у власти. А потом уже невиданными темпами растущая экономика (с паровозами и запретом на продажу сырой нефти), сельское хозяйство (с определением мировых цен на основные продукты на ярмарке в Нижнем Новгороде) и гигантскими запасами золота. Замечу, что у власти была тоже вертикаль! Только умная, умеющая слушать и слышать...
Re: дорог ещё не было
Т.Е. автомобилизация была запланирована на 20-е, но помешала ПМВ?

В которую влезли в числе прочего за "Французские Кредиты"?

Или как там "За деньги украденные при стройке ТрансСиба украли денег которых хватило бы еще на один ТрансСиб. Но ТрансСиб построили, а полвека спустя приехавщие по ТрансСибу дивизии спасли Страну"(с)!?
Вот только это была СовсемДругаяСтрана!
Re: дорог ещё не было
Ну, возражать про успехи Вы не стали. Когда и где достигли вы подобного, пожалуй, я тоже не услышу.
Как воруют новые-старые большевики Вы лучше меня знаете.
Вашими заботами и "успехами" процветаем до сих пор :)) Мать городов русских сдали (бежим), а в домкоме поют. Шли бы вы, наконец, лесом.
Честь имею...
Re: дорог ещё не было
"Мать городов русских сдали (бежим)"(с)
-Мойша, зачем вы читаете советские газеты!? (c) анекдот...

В Украине 21-го апреля избрали Президентом гражданина Зеленского который топит за позорнуюю( для Украины) капитуляцию перед РФ, а недавно его партия получила абсолютное большинство в Верховной Раде (парламент Украины). Так что по указанному пункту у вас как раз устаревшие данные. РФ не просто не бежит, а давит по всем фронтам, ну кроме военного (и то - пока)...

Re: дорог ещё не было
Не знаю, что там глубоко в Украине, но На Украине засел таки да, и скоро, предположу, этап русской семибанкищины испытают на себе и подопечные коломойского.
Думаю, не будь 17-го года, было бы почти так же, как и в СССР 30-х, с той лишь разницей, что большая часть заводов была бы частной. Ну и по поводу моторов. Не верю я в создание моторостроительной школы в РИ. В Союзе её от безысходности поднимать стали.
Мазохисты какие-то - нравится, когда грязь из-под колёс к лицо летит))))). Даже простые щитки поставить не сообразили....
Модификаций "Серполе" за 1902-1904 гг. вероятно и не было - серийный выпуск в те годы - дело муторное для "модификаций")))
Кстати, учитывая, что это "яйцо" в серийном варианте развивало максимальную скорость в 65 км/ч - то третье место со скоростью 63 - значит, что шли на максимальной всю трассу!)))) По грунтовке! Кррррасота!!!

Edited at 2019-07-31 02:55 pm (UTC)
Это специализированные гоночные автомобили, предназначенные для езды не по грязище, а по ровным и сухим дорогам. У современных гоночных машин с открытыми колесами тоже нет грязевых щитков.
А "вся трасса" в этой гонке - всего лишь одна мерная верста (чуть больше километра), которую гонщики проходили с разгона.

Edited at 2019-07-31 04:25 pm (UTC)
через несколько лет руссо-балт начал выпускать свои автомобили.
"В следующем 1919 году завод передан в концессию фирме «Юнкерс», начат выпуск самолётов Ю-20, Ю-21."