я

Максимка-паровоз

Maxim flying machine at Baldwin Park 1894

Ровно 125 лет тому назад, 1 августа 1894 года начались испытания парового аэроплана, спроектированного знаменитым изобрететелем пулемета Хайрамом Максимом. В начале последнего десятилетмя позапрошлого века ему надоело оружие и он увлекся идеей создания машины для передвижения по воздуху, вложив в нее большие деньги. На них он по собственному проекту построил аппарат внушительных размеров, весивший почти четыре тонны. Этот аэроплан, по замыслу его создателя, должен был возить пилота и двоих пассажиров

Но оружейная механика и аэродинамика - дисципланы совершенно разные и безмерно далекие друг от друга. Поэтому, будучи гением в одной из них, можно совершенно не разбираться в другой. Несмотря на то, что аэроплан Максима был оснащен двумя очень легкими и мощными двухцилиндровыми паровыми машинами, развивавшими в совокупности 180 лошадиных сил, крайне неудачная форма и профиль крыла (а точнее - его отсутствие) так и не позволили ему подняться в воздух.

Солидной мощности силовой установки хватило лишь на то, чтобы частично компенсировать вес аппарата. Это было заметно по глубине борозд, оставленных в грунте боковыми колесами шасси при разбеге. Центральные колеса при этом катились по рельсам.

В дальнейшем Максим многократно переделывал машину, добавляя и меняя местами дополнительные несущие поверхности. Один из вариантов имел, как ангел Серафим, аж целых шесть крыльев. Но лучший результат, которого удалось достичь на испытаниях, представлял собой всего лишь подскок на высоту примерно 30 сантиметров и около 50 метров в длину. При этом в воздухе самолет оказался неуправляемым. Его сразу накренило, он чиркнул одним из винтов по земле и замер, сломав шасси и нижнюю плоскость.

К тому моменту Максим уже потратил на постройку и доработки машины более 200 тысяч долларов. Даже при его богатстве это была очень серьезная сумма, причем расходы явно не соответствовали полученным результатам. Так и не догадавшись, что надо сделать, чтобы добиться устойчивого и управляемого полета, Максим забросил увлечение авиацией, оставшись в истории "отцом" пулемета, но не аэроплана.

На заставке - летательный аппарат Максима в его первоначальном виде перед первой попыткой взлететь.

1800
Хайрам Максим держит в руках спроектированную им для аэроплана паровую машину, демонстрируя ее легкость, а заодно и свою незаурядную силу.

Maximlarge
Аэроплан Максима, переделанный в биплан.

5784h
Аппарат после очередной переделки. Теперь второе крыло установлено на уровне пола фюзеляжной гондолы, а к концам верхнего крыла прикреплены дополнительные наклонные плоскости. Деревянные полозья на стойках, размещенные по обе стороны рельсовой колеи, служат ограничителями, не позволяющими самолету взлететь на высоту более полуметра. Таким способом Максим решил обезопасить машину от слишком резкого подъема  и последующего падения. Но эти ограничители оказались излишними.

Hiram-Maxim-sitting-with-dignatories
Максим и его помощники на фоне поврежденного аэроплана.
promo vikond65 июнь 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Армия, Путешествия, Фантастика.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Ну вот... А то можно было бы подумать, что технические тупики- это особенность выбора только российской императорской власти :-)
Тут есть один немаловажный нюанс: Максим построил свое угробище на СОБСТВЕННЫЕ средства.
Ну, в финансировании - бог им всем судья...
Кстати, случайно встретил вот такое фото, уж, правда, раскрашенное, времен гражданской войны в США


Так и не понял, что это за пепелац
Этот девайс послужил Уэллсу прототипом его фантазий о будущем из романа "Когда спящий проснется".
Рельсы...
Любопытно, а я этот роман как-то пропустил. Там летало нечто подобное?
Аэропланы могут летать при тихой погоде или при слабом ветре, а во время бурь, которые уже научились точно предсказывать, вынуждены бездействовать. Аэропланы строят огромных размеров – они обычно бывают длиною до тысячи футов, а ширина их распростертых крыльев достигает шестисот и более футов. Такие машины предназначены для пассажирского движения. Кабины имеют в длину около пятисот метров и устроены так, чтобы по возможности уменьшать качку, вызываемую даже незначительным ветром. Во время путешествия каждый пассажир сидит на кресле, которое может свободно передвигаться. Подъем этих аэропланов возможен только со специальных гигантских платформ. Из Вороньего Гнезда Грэхэм видел шесть обширных аэродромов, снабженных особыми передвижными площадками.


меньшие по размеру машины оказались бы в таких же условиях и вдобавок были бы убыточными, так как грузоподъемность их уменьшается не пропорционально величине, а гораздо быстрей. Кроме того, колоссальная масса этих аэропланов позволяет им лететь с огромной скоростью и удаляться от надвигающейся бури. Рейс из Лондона в Париж совершается в три четверти часа при сравнительно небольшой скорости; продолжительность перелета в Нью-Йорк – два часа; путешествие вокруг света при хорошей погоде без лишних остановок можно совершить в течение суток.

Совсем другого типа небольшие аэропилы (названные так, впрочем, без особого основания). Их довольно много летало над городом. Они могут поднять одного-двух пассажиров, но стоят довольно дорого и доступны только богатым людям. Они состоят из двух ярко окрашенных плоскостей, сзади которых находится пропеллер, могут легко садиться в любом открытом месте и снабжены пневматическими колесами и моторами для передвижения по земле к месту взлета.Для того, чтобы взлететь, они нуждаются в особой передвижной платформе, которая может быть установлена на любом месте, где не мешают взлету ни строения, ни деревья.

Таким образом, Грэхэм убедился, что, несмотря на истекшие два столетия, человек в искусстве полета во многом еще уступает альбатросу и ласточке. Вероятно, можно было бы значительно усовершенствовать эти механизмы, но для этого не было повода – дело в том, что они ни разу не применялись для военных целей. Последняя великая мировая война разыгралась еще до того, как Белый Совет узурпировал власть.

Лондонские аэродромы сконцентрированы на южном берегу реки и расположены по неправильной кривой. Они разделены на три группы, по две с каждой, и сохранили названия древних пригородов: Рохэмптон, Уимблдон-парк, Стритхэм, Норвуд, Блэкхиз и Шутерсхилл. Устроены они высоко над кровлей города. В длину каждый имеет четыре тысячи ярдов, в ширину – тысячу ярдов, и сделаны они из сплава железа с алюминием, который заменил в постройках железо. Верхний этаж их состоит из металлических ферм с лестницами и лифтами. Наверху находятся платформы, передвигающиеся по наклонным рельсам. Некоторые из них были заняты аэропилами и аэропланами, остальные же свободны и готовы принять новые аппараты.

Вблизи механизм совсем не казался маленьким. Алюминиевый скелет, лежавший на подвижной платформе посреди обширного аэродрома, был величиной с двадцатитонную яхту. Боковые стекловидные его плоскости, с сетью металлических нервов, совсем как прожилки на пчелином крыле, отбрасывали тень на пространство в несколько сот квадратных метров. Посредине, между металлическими ребрами, были подвешены на тросах сиденья для пилота и пассажира. Кресло для пассажира спереди было защищено от ветра стеклом и снабжено с боков металлической решеткой, затянутой прозрачною тканью. ,,, Аэронавт сидел за стеклом, которое защищало ему лицо. Пассажир при желании мог закрепить свое кресло неподвижно, что при спуске было даже необходимо, или же передвигаться на нем по рельсам и тросу к шкафчику на носу корабля, где помещались багаж, одежда и провизия, что вместе с сиденьями уравновешивало центральную часть аэропила с пропеллером, находившимся на корме.

,,, мотор, подобно старым газовым двигателям, зажигается взрывом и при каждом обороте сжигает каплю особого вещества – «фомайль». Он состоит из цилиндра и клапана и приводит в движение пропеллер.
Мда, похоже. :)
Однако непонятно, как в 1000-футовом (300 м) аэроплане помещается кабина длиной "около 500 м"? :)
Честно говоря, в паровых самолётах есть некоторое очарование, причём были случаи, когда в небо поднимались вполне нормальные паровые самолёты. Сейчас в интернете есть не мало роликов, где энтузиасты взлетают в небо на паровых ракетах, а потом совершают посадку на парашютах, если бы к этим ракетам приделать крылья, то вполне могли бы получиться реактивные планеры типа германского МЕ163.
Взлетают на паровых ракетах?! А ссылку можно?