я

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью



Сегодня во многих российских СМИ появились материалы, посвященные 80-й годовщине первого в мире "огненного тарана", совершенного 5 августа 1939 года на Халхин-Голе летчиком Михаилом Ююкиным. Впервые эта история была описана в одном из номеров халхингольской фронтовой газеты "Сталинский сокол". 15 августа 1939 года там появилась заметка неизвестного автора, в которой был следующий ключевой фрагмент:

"Советские бомбардировщики выходили на цель. Кругом рвались шрапнели вражеской зенитки. Клочья чёрного дыма ложились то ниже, то выше самолетов. Вот сбросил бомбы на врага командир Бурмистров. Следом за ним вышел на цель комиссар Ююкин. Смертельный груз сброшен. Левым разворотом комиссар отводит свою машину, чтобы уступить место другим. В это время у его левого мотора раздался взрыв и брызнуло яркое пламя: прямое попадание шального снаряда зенитки.
Комиссар принимает решение: чтобы сбить огонь, он делает скольжение вправо, летчик дает время своему экипажу приготовиться к прыжку. Стрелок тов. Разбойников — один из лучших людей части — сбрасывает маску и поднимается с места, но, увидев, что самолет над территорией врага, садится обратно. На соседних самолетах товарищи видели, как комиссар железной рукой развернул горящий самолет и резким пикированием направил его в самую гущу скопления противника..."


С тех пор огненный таран Ююкина прочно и непоколебимо вошел в советскую и даже в либерально-постсоветскую историографию, примером которой может служить журнал "Дилетант". Собирая в Российском Государственном военном архиве материалы для книги о Халхин-Голе, я, разумеется, хотел высянить подробности этой истории. И вот, что выяснилось:

5 августа 1939 года 26 экипажей бомбардировщиков СБ из 150-го скоростного бомбардировочного (СБП) полка во главе с командироам полка майором Михаилом Бурмистровым вылетели на бомбардировку железнодорожной станции Халун-Аршан. На подлете к цели японский зенитный снаряд попал в левый крыльевой бензобак машины батальонного комиссара Михаила Ююкина.

Левую консоль крыла и центральную часть фюзеляжа мгновенно охватило пламя, кабины пилота и стрелка-радиста оказались в огне. Только носовая кабина штурмана не попала в очаг пожара и из нее через несколько секунд выпрыгнул парашютист. Сразу после этого самолет опрокинулся на правое крыло и перешел в отвесное пике. Места его падения "в гущу скопления противника" никто не видел.

Такое описание произошедшего содержится в докладах очевидцев - летчиков Волощука и Дидичко, летевших в одном звене с Ююкиным, а также - в политдонесении, составленном вечером того же дня комиссаром бомбардировочной авиабригады Летовым. Ни в одном из этих документов ничего не говорится про огненный таран. Не упоминали о нем и на траурном митинге по поводу гибели экипажа Ююкина, отчет о котором также составил комиссар Летов.

Очевидно, легенду о таране сочинил анонимный автор заметки в "Сталинском соколе". Точнее, даже не сочинил, а позаимствовал из широко популярного в довоенном СССР фантастического романа Петра Павленко "На востоке", впервые опубликованного еще в 1936 году. В этом романе описан схожий эпизод - пилот подбитого советского бомбардировщика, жертвуя собой, направляет машину в огромное японское бензохранилище. Таким образом, писательская фантазия, обработанная журналистом, превратилась в "реальность", чтобы стать вдохновляющим на подвиги пропагандистским примером.

Разумеется, в классическом варианте этой легенды не нашлось места для штурмана Ююкинского экипажа старшего лейтенанта Александра Морковкина, который успел воспользоваться парашютом, а уже через сутки целый и невредимый вернулся на свой аэродром. Столь быстрое возвращение выглядит удивительно, так как расстояние от Халун-Аршана до линии фронта составляло примерно 70 километров по безлюдной и безводной полупустыне, причем - в японском тылу.

А от линии фронта, которую еще надо перейти, до аэродрома Матат-Сомон, где базировался 150-й СБП, - свыше 350 километров аналогичного ландшафта. И весь этот маршрут Морковкин как-то умудрился преодолеть всего за сутки! Невольно возникает подозрение, что самолет Ююкина по ошибке сбили советские зенитчики над своей территорией (подобные случаи на Халхин-Голе бывали неоднократно), или же пожар на его борту вспыхнул по технической причине. Но, не будем заниматься домыслами.

promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Армия, История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Поправка
писатель_С_кая фантазия
Да пьяные они были!
Были бы трезвые, к японцам бы улетели смотреть аниме на плазме SONY.

А из каких именно документов все это выяснилось? 

Послеполетные отчеты летчиков Волощука и Дидичко, политдонесение Летова за 5 августа и его же отчет о траурном митинге. К сожалению, отчета Морковкина нет в РГВА, а он мог бы дать дополнительные подробности.
Мде. Ну и как на основании таких документов можно делать хоть какие-нибудь выводы?

Может, разве что, осторожное предположение, что намеренного тарана не было. Осторожное.
Насчет скорости возвращения, скорее всего удачно отнечло парашют.
Вы подняли очень интересную тему "советских боевых сказок". А то "28 панфиловцев, 28 панфиловцев".. Все было задолго до того.

По донисениям и Матросов амбразуру не закрывал, а упал на неё уже убитым. Стране нужны подвиги, тем более что смерть Ююкина и Матросова сами по себе геройские.

Согласен, смерти геройские, в бою. Но как говорится- ложечки то нашлись, а осадочек остался. Ну ладно во время боевых действий, тогда рулила пропаганда, печатались непроверенные статьи о недостоверных подвигах, но после войны можно же было потихоньку замолчать липовые геройства (и пропиарить реальные, кстати). Так нет, с упорством носорога перепечатывались из года в год то, за что сейчас нам неудобно. И да, как заметил топистартер, продолжают это дело и сейчас.

В следующий раз, если опять позовут на телевидение, постебитесь там.

Зачем над правдой стебаться? Недавно, выступая на "Звезде", я рассказал и про этот эпизод. Посмотрим, вырежут или нет.
сочинение военных героических легенд на пустом месте это общечеловеское, во все времена.
есть например отличная американская кинокартина "когда хвост виляет собакой" :))

т.е. может не стоит чрезмерно увлекаться посыпанием головы пеплом "как наши все наврали",
война такая штука, тысячи настоящих подвигов остались никому неизвестны.
Разве я чего-то посыпаю? Просто описал малоизвестные реалии известного эпизода. А насчет того, что "на войне врут все", - это, как бы, общеизвестно. Не бывает пропаганды без вранья.
очень интересный рассказ, не знал о таком случае.
ну то есть знал " вскользь", то есть был уверен, что факт подтвержден всякими документами и свидетельствами.
А на поверку вон оно как.

Теперь понятно откуда черпал вдохновение друг и коллега Павленко по Красной звезде Зиновий Кривицкий )